Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе

Информация о педагогике » Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе

Актуальность исследования заключается в том, что в процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.

До недавнего времени в дидактике рассматривались только три формы деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. С середины 60-х г. ХХ века был высказан ряд критических замечаний, связанный с недостаточным использованием учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся [30]. В учебных пособиях по педагогике и дидактике последних лет наряду с другими формами деятельности стала рассматриваться и коллективная форма, ставшая одной из наиболее востребованных в современной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся средней школы.

Предметом исследования является содержание коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в 5 - 11-ых классах средней школы.

Проблема исследования состоит в поиске путей эффективного использования коллективной формы учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике в средней школе.

Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:

Уточнить сущность понятия коллективной формы учебной деятельности и выявить ее функции.

Разработать фрагменты уроков математики с использованием коллективной учебной деятельности учащихся.

Сформулировать некоторые методические рекомендации по использованию коллективной формы учебной деятельности учащихся.

Провести апробацию разработанных материалов в период преддипломной педагогической практики.

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы, школьных программ, учебников, учебных пособий;

- изучение и обобщение опыта работы учителей отечественной школы по проблеме исследования;

- опытная работа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны и представлены:

1. Фрагменты разных этапов уроков математики с использованием коллективной формы учебной деятельности.

2. Методические рекомендации для учителей математики по организации обучения с использованием коллективной формы учебной деятельности.

3. Конспект и анализ урока алгебры и начала анализа для 10-го класса с использованием приемов организации коллективной учебной деятельности учащихся, проведенный в период преддипломной педагогической практики.

На защиту выносятся методические разработки, которые включают в себя:

- разработки фрагментов четырнадцати уроков математики, алгебры и геометрии для учащихся 5 – 11-ых классов с использованием коллективной формы учебной деятельности учащихся;

- методические рекомендации для учителей математики по организации коллективной формы учебной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.

Первая глава посвящена теоретическим основам использования коллективной формы учебной деятельности учащихся при обучении математике. Рассматриваются приемы применения коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Во второй главе рассматриваются вопросы методики использования коллективной формы учебной деятельности учащихся в курсе математики в средней школе. Предлагаются разработки фрагментов уроков математики для 5 – 11-х классов с использованием коллективной формы учебной деятельности.

В заключении работы приводятся основные выводы и результаты проведенного исследования, подтвержденные в ходе апробации материалов в период педагогической практики.


Другие статьи:

Понятие «качество образования»
Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно пользуются одной из двух трактовок этого понятия – философской или производственной. Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям обра ...

Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общ ...

Элементы управления при обучении
Для локального и сетевого режимов элементы управления процессом обучения могут быть разными. Меню главного окна программы Фобус состоит из трех команд: Обучение, Сервис и ? (справка). Команда Обучение предназначена для запуска обучения или аттестации по какому-либо курсу (рис. 24): Рис. 24. М ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru