Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе

Информация о педагогике » Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе

Актуальность исследования заключается в том, что в процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.

До недавнего времени в дидактике рассматривались только три формы деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. С середины 60-х г. ХХ века был высказан ряд критических замечаний, связанный с недостаточным использованием учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся [30]. В учебных пособиях по педагогике и дидактике последних лет наряду с другими формами деятельности стала рассматриваться и коллективная форма, ставшая одной из наиболее востребованных в современной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся средней школы.

Предметом исследования является содержание коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в 5 - 11-ых классах средней школы.

Проблема исследования состоит в поиске путей эффективного использования коллективной формы учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике в средней школе.

Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:

Уточнить сущность понятия коллективной формы учебной деятельности и выявить ее функции.

Разработать фрагменты уроков математики с использованием коллективной учебной деятельности учащихся.

Сформулировать некоторые методические рекомендации по использованию коллективной формы учебной деятельности учащихся.

Провести апробацию разработанных материалов в период преддипломной педагогической практики.

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы, школьных программ, учебников, учебных пособий;

- изучение и обобщение опыта работы учителей отечественной школы по проблеме исследования;

- опытная работа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны и представлены:

1. Фрагменты разных этапов уроков математики с использованием коллективной формы учебной деятельности.

2. Методические рекомендации для учителей математики по организации обучения с использованием коллективной формы учебной деятельности.

3. Конспект и анализ урока алгебры и начала анализа для 10-го класса с использованием приемов организации коллективной учебной деятельности учащихся, проведенный в период преддипломной педагогической практики.

На защиту выносятся методические разработки, которые включают в себя:

- разработки фрагментов четырнадцати уроков математики, алгебры и геометрии для учащихся 5 – 11-ых классов с использованием коллективной формы учебной деятельности учащихся;

- методические рекомендации для учителей математики по организации коллективной формы учебной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.

Первая глава посвящена теоретическим основам использования коллективной формы учебной деятельности учащихся при обучении математике. Рассматриваются приемы применения коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Во второй главе рассматриваются вопросы методики использования коллективной формы учебной деятельности учащихся в курсе математики в средней школе. Предлагаются разработки фрагментов уроков математики для 5 – 11-х классов с использованием коллективной формы учебной деятельности.

В заключении работы приводятся основные выводы и результаты проведенного исследования, подтвержденные в ходе апробации материалов в период педагогической практики.


Другие статьи:

Теория и методика обучения географии
Какого великого ученого – педагога принято считать основоположником методики обучения географии? Что он сделал для методики географии? Ответ: Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимо ...

Специфика философского понимания явлений специальной педагогики
Философская рефлексия обращена, прежде всего на существенные, основополагающие вопросы, поэтому на философском уровне обобщения могут быть рассмотрены наиболее важные, концептуальные проблемы, перспективы развития специальной педагогики, для осмысления которых нужна координация усилий многих специа ...

Методические особенности изучения темы «Треугольники и четырехугольники»
Основная задача образования – создание личностью целостной картины мира, и, соответственно, процесс обучения, ориентированный на развитие личности, должен обеспечивать ребенка такими знаниями и в такой организации, чтобы он мог на их основе постепенно формировать целостное представление о мире. Уни ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru