Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики

Информация о педагогике » Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе » Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики

Страница 1

Коллективная учебная деятельность как самостоятельная организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [25, 28] и др. также уделяли большое внимание коллективному подходу к организации учебно-познавательной деятельности. Исключительно важную роль коллективным формам организации учебной работы, их видам, параметрам организационной структуры учебного процесса отводит в своем исследовании Р.А. Утеева.

Попытки определить понятие «форма деятельности учащихся на уроке» можно найти во многих работах. Среди которых наибольший интерес представляют исследования И.М. Чередова, В.К. Дьяченко и М.И. Зайкина.

И.М. Чередов, используя толкование слова «форма» как конструкция чего-нибудь, дает такое определение: «форма учебной работы – это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующейся особыми способами управления, организации и сотрудничества учащихся в учебной деятельности».

М.И. Зайкин «улучшил» определение И.М. Чередова, так как придал сочетанию слов «конструкция учебного процесса» смысл и более подробно расшифровал его. Под общей формой организации учебной работы он понимает: « . конструкцию учебного процесса, характеризующейся особыми способами организации школьников (группировки обучаемых), взаимодействия учащихся друг с другом (учебного сотрудничества) и взаимодействия учителя с учениками (учебного руководства)».

По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность. Далее, рассматривая четыре структуры общения, автор выделяет четыре формы организации учебной работы:

опосредованное общение – один человек без непосредственного контакта с другим - индивидуально-обособленная форма учебной работы;

общение в паре – два человека контактируют друг с другом (монолог, диалог) – индивидуальная форма учебной работы;

групповое общение – более двух человек (одного говорящего слушает группа) – групповая (общеклассная или фронтальная), бригадная, звеньевая форма учебной работы;

общение в динамических парах – диалогические сочетания – коллективная форма организации учебной работы.

Выделение автором четырех структур общения не вызывает ни каких возражений. Однако, не совсем ясно, почему общение в паре – индивидуальная форма, а общение в динамических парах – коллективная? Кроме того, определение структуры группового общения (более двух человек) не позволяет разграничить фронтальную, коллективную и групповую формы учебной работы, так как все они, согласно данному выше определению, относятся к этой структуре общения.

Можно согласиться с тем, что общение в динамических парах есть один из видов коллективной формы учебной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Формы организации учебной деятельности
Известно, что обучение – это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовывать. Что же такое организация? В «Философ ...

Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина
Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 2—4 (5) лет, особенно ...

Эмпирическое исследование по внедрению элементов полового воспитания в школе
Эмпирическое исследование, проведенное в 10 «Б» и 10 «В» классах средней школы г. Советска, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов: Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях. Пр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru