С помощью дисперсионного анализа критерия F - Фишера определено влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности:
На СП – F = 2,249 при р = ≤ 0,05;
На РП – F = 3,876 при р ≤ 0,001.
Таким образом ПН оказывает сильное влияние и на СП и на РП.
В таблице 5 представлены различия в профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности.
Таблица 5 Различия в уровне выраженности профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности | ||
t-критерий равенства средних | ||
t |
р-уровень | |
ПН |
4,751 |
,000*** |
У студентов с разным уровнем РП имеются следующие различия в профессиональной направленности:
- в развитии УВК «ПН» t = 4,751 при р ≤ 0,001, таким образом, уровень развития УВК «ПН» выше у успешных студентов.
В таблице 6 мы можем проследить различия в профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем структурного показателя успешности учебной деятельности.
Таблица 6
Различия в уровне выраженности профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем структурного показателя успешности учебной деятельности
t-критерий равенства средних | |||
t |
ст.св. |
р-уровень | |
ПН |
-3,052 |
58 |
,003** |
У студентов с разным уровнем СП имеются следующие различия в профессиональной направленности:
- в развитии УВК «ПН» t = - 3,052 при р ≤ 0,01, значит уровень развития УВК «ПН» выше у успешных студентов.
Описание интеркорреляций в структурограммах
В результате корреляционного анализа было выявлено, что профессиональная направленность имеет разные корреляционные связи и степень выраженности у успешных и неуспешных студентов.
Успешные студенты по РП
(Рис. 6, матрица интеркорреляций - приложение 11)
1. УВК ПН имеет одну связь в структуре психологической готовности к обучению в ВУЗе с УВК МГ (на уровне р ≤ 0,05).
2. ИИГ (СП) связан с ПН r = 0,622 при р ≤ 0,001, следовательно чем больше показатель ПН, тем выше СП.
3. АУ (РП) связан с ПН r = 0,415 при р ≤ 0,05, значит, чем больше показатель ПН, тем выше РП.
Рис. 6. Психологическая структура готовности к обучению в ВУЗе у успешных студентов по РП
В общей структуре наблюдается положительная динамика развития качеств функционального блока, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации. Гибкость мышления занимает приоритетное место среди профессионально важных качеств личности, здесь может идти речь о следующих характеристиках гибкости мышления: умение видеть несколько возможных решений задачи и мысленно выбирать наиболее эффективное; способность быстро принимать решение при изменении ситуации; способность находить новые и необычные решения; способность определять информацию, недостающую для принятия решения; умение предвидеть развитие событий; независимость суждений; способность наглядно представить себе новое, ранее не встречающееся в опыте; способность принимать решение, ориентируясь на большое число разнообразных вариантов. Результат высокоразвитой гибкости мышления студентов - саморазвитие, контактность, эффективное общение в условиях постоянных перемен, неожиданностей и уникальных ситуаций деятельности, готовность к дальнейшему профессионально-личностному росту.
Гибкость мышления имеет значимую связь с логической памятью студентов. Человек с доминированием логической памяти легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений, в нашем исследовании такая память развита у успешных студентов по результативному показателю. В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у него формируется профессиональная память.
Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой
дизартрией
В экспериментальной части исследования мы определили уровень сформированности психомоторики детей со стертой дизартрией: высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная о ...
Развитие внимания и запоминания
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений.
Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы ...
Характеристика альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти
лет
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
Обеспечить развитее и тренировку всех и функций организма ...