С помощью дисперсионного анализа критерия F - Фишера определено влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности:
На СП – F = 2,249 при р = ≤ 0,05;
На РП – F = 3,876 при р ≤ 0,001.
Таким образом ПН оказывает сильное влияние и на СП и на РП.
В таблице 5 представлены различия в профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности.
Таблица 5 Различия в уровне выраженности профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности | ||
t-критерий равенства средних | ||
t |
р-уровень | |
ПН |
4,751 |
,000*** |
У студентов с разным уровнем РП имеются следующие различия в профессиональной направленности:
- в развитии УВК «ПН» t = 4,751 при р ≤ 0,001, таким образом, уровень развития УВК «ПН» выше у успешных студентов.
В таблице 6 мы можем проследить различия в профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем структурного показателя успешности учебной деятельности.
Таблица 6
Различия в уровне выраженности профессиональной направленности у испытуемых с разным уровнем структурного показателя успешности учебной деятельности
t-критерий равенства средних | |||
t |
ст.св. |
р-уровень | |
ПН |
-3,052 |
58 |
,003** |
У студентов с разным уровнем СП имеются следующие различия в профессиональной направленности:
- в развитии УВК «ПН» t = - 3,052 при р ≤ 0,01, значит уровень развития УВК «ПН» выше у успешных студентов.
Описание интеркорреляций в структурограммах
В результате корреляционного анализа было выявлено, что профессиональная направленность имеет разные корреляционные связи и степень выраженности у успешных и неуспешных студентов.
Успешные студенты по РП
(Рис. 6, матрица интеркорреляций - приложение 11)
1. УВК ПН имеет одну связь в структуре психологической готовности к обучению в ВУЗе с УВК МГ (на уровне р ≤ 0,05).
2. ИИГ (СП) связан с ПН r = 0,622 при р ≤ 0,001, следовательно чем больше показатель ПН, тем выше СП.
3. АУ (РП) связан с ПН r = 0,415 при р ≤ 0,05, значит, чем больше показатель ПН, тем выше РП.
Рис. 6. Психологическая структура готовности к обучению в ВУЗе у успешных студентов по РП
В общей структуре наблюдается положительная динамика развития качеств функционального блока, обеспечивающих прием, переработку и сохранение учебной информации. Гибкость мышления занимает приоритетное место среди профессионально важных качеств личности, здесь может идти речь о следующих характеристиках гибкости мышления: умение видеть несколько возможных решений задачи и мысленно выбирать наиболее эффективное; способность быстро принимать решение при изменении ситуации; способность находить новые и необычные решения; способность определять информацию, недостающую для принятия решения; умение предвидеть развитие событий; независимость суждений; способность наглядно представить себе новое, ранее не встречающееся в опыте; способность принимать решение, ориентируясь на большое число разнообразных вариантов. Результат высокоразвитой гибкости мышления студентов - саморазвитие, контактность, эффективное общение в условиях постоянных перемен, неожиданностей и уникальных ситуаций деятельности, готовность к дальнейшему профессионально-личностному росту.
Гибкость мышления имеет значимую связь с логической памятью студентов. Человек с доминированием логической памяти легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений, в нашем исследовании такая память развита у успешных студентов по результативному показателю. В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у него формируется профессиональная память.
Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели
развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала
Со второй половины ХХ века в развитых странах и в науке, и в общественном сознании, и в социокультурной политике преобладает концепция «культурного детерминизма». Культурологический подход (понятийно-ценностный) акцентирует главное достоинство человека - наличие и развитие такой его сущностной сил ...
Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории
зарубежной педагогики
Отечественные исследования в области дошкольной дидактики основывались на педагогических идеях западноевропейских мыслителей - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, М. Монтессори и многих других, развивая и дополняя их в традициях отечественной педагогической культу ...
Характеристика детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Поступивший в школу ребенок ав ...