4. Связь теории с практикой, обучения с жизнью (включение в содержание видов деятельности материально-прикладного характера, информации расширяющей кругозор).
Изучение профессиональных способностей. Анализ личностных качеств. Составление индивидуальных образовательных траекторий. Анализ и формирование умений и навыков.
5. Профессиональная направленность (введение в содержание профессионально значимых видов деятельности).
Ведение занятия, ролевые игры, разработка урока, подбор задач и их анализ, составление задач, их упрощение и усложнение, подготовка сообщений, организация совместной работы, подготовка и проведение учебной демонстрации.
6. Наглядность (эксперимент, использование и изготовление наглядных средств обучения).
Формирование умения работать в профессиональных условиях.
7. Доступность (определение соответствия объема и сложности — зоне ближайшего развития).
Диагностика уровня обученности и обучаемости студентов (тестирование).
8. Дифференциация и индивидуализация (учет способностей, интересов, профессиональных намерений).
Индивидуальные задания, задания разного уровня сложности, тестирование
9. Положительное отношение и мотивация (отражение в содержании истории специальности, новых достижений в области науки, формирование мотивации учения и профессиональной деятельности).
Изучение биографий ученых и истории открытий, чтение и обзор научной и научно-популярной литературы, игровые ситуации, изучение мотивации, анализ жизненных планов.
Содержание курса предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:
- обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;
- придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;
- ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на разработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.
При решении задач обучения в курсе предлагается использовать воспитывающие возможности средств, которыми можно воспользоваться в конкретных условиях. К ним относятся:
- содержание учебного материала,
- организация учебной деятельности,
- взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса.
В содержании курса заключены объективные возможности возбуждения познавательных, профессиональных и других потребностей и мотивов, а также развития способностей и профессиональных умений.
В основу программы положены профессионально - ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации.
Программа предусматривает:
- диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности,
- выделение на ее основе уровневых групп,
- определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту.
Структура мотивационно-стимулирующих ситуаций определяется путем анализа содержания изучаемого материала, исходя из педагогических целей воспитания мотивов профессиональной деятельности. Системообразующим компонентом стимулирующей ситуации является ценностно-целевая ориентация будущих специалистов, которая обеспечивает единство мотива и цели учебно-познавательной деятельности и профессиональной деятельности, принятие студентами целей обучения.
Компонентами мотивационно-стимулирующих ситуаций являются также методы, средства и формы обучения, имеющие профессиональную направленность и систему дидактических практически направленных задач. К ним относятся такие как взаимопомощь, оценка и взаимооценка результатов труда, вскрытие причин их несоответствия поставленным целям.
Ценностно-целевая ориентация студентов осуществляется посредством лекционной формы организации учебного процесса, информационно-сообщающих методов со стороны преподавателя и исполнительских методов работы слушателей. Предполагается, что студенты осмысливают услышанное и увиденное, останавливают свое внимание на ценных моментах.
Далее осуществляется усложнение всех компонентов стимулирующей ситуации. В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок.
Структура Болонского процесса
В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра и 2-й - степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должно быть не меньшее 3-х и не большее 4-х л ...
Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существ ...
Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных
тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков
По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральн ...