4. Связь теории с практикой, обучения с жизнью (включение в содержание видов деятельности материально-прикладного характера, информации расширяющей кругозор).
Изучение профессиональных способностей. Анализ личностных качеств. Составление индивидуальных образовательных траекторий. Анализ и формирование умений и навыков.
5. Профессиональная направленность (введение в содержание профессионально значимых видов деятельности).
Ведение занятия, ролевые игры, разработка урока, подбор задач и их анализ, составление задач, их упрощение и усложнение, подготовка сообщений, организация совместной работы, подготовка и проведение учебной демонстрации.
6. Наглядность (эксперимент, использование и изготовление наглядных средств обучения).
Формирование умения работать в профессиональных условиях.
7. Доступность (определение соответствия объема и сложности — зоне ближайшего развития).
Диагностика уровня обученности и обучаемости студентов (тестирование).
8. Дифференциация и индивидуализация (учет способностей, интересов, профессиональных намерений).
Индивидуальные задания, задания разного уровня сложности, тестирование
9. Положительное отношение и мотивация (отражение в содержании истории специальности, новых достижений в области науки, формирование мотивации учения и профессиональной деятельности).
Изучение биографий ученых и истории открытий, чтение и обзор научной и научно-популярной литературы, игровые ситуации, изучение мотивации, анализ жизненных планов.
Содержание курса предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:
- обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;
- придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;
- ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на разработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.
При решении задач обучения в курсе предлагается использовать воспитывающие возможности средств, которыми можно воспользоваться в конкретных условиях. К ним относятся:
- содержание учебного материала,
- организация учебной деятельности,
- взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса.
В содержании курса заключены объективные возможности возбуждения познавательных, профессиональных и других потребностей и мотивов, а также развития способностей и профессиональных умений.
В основу программы положены профессионально - ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации.
Программа предусматривает:
- диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности,
- выделение на ее основе уровневых групп,
- определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту.
Структура мотивационно-стимулирующих ситуаций определяется путем анализа содержания изучаемого материала, исходя из педагогических целей воспитания мотивов профессиональной деятельности. Системообразующим компонентом стимулирующей ситуации является ценностно-целевая ориентация будущих специалистов, которая обеспечивает единство мотива и цели учебно-познавательной деятельности и профессиональной деятельности, принятие студентами целей обучения.
Компонентами мотивационно-стимулирующих ситуаций являются также методы, средства и формы обучения, имеющие профессиональную направленность и систему дидактических практически направленных задач. К ним относятся такие как взаимопомощь, оценка и взаимооценка результатов труда, вскрытие причин их несоответствия поставленным целям.
Ценностно-целевая ориентация студентов осуществляется посредством лекционной формы организации учебного процесса, информационно-сообщающих методов со стороны преподавателя и исполнительских методов работы слушателей. Предполагается, что студенты осмысливают услышанное и увиденное, останавливают свое внимание на ценных моментах.
Далее осуществляется усложнение всех компонентов стимулирующей ситуации. В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок.
Методика использования дидактических игр как формы
обучения детей раннего возраста
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные св ...
Принципы логопедического воздействия
При устранении речевых нарушений используются понятия: "коррекция", "компенсация", "обучение", "коррекционно-восстановительное обучение" и "логопедическое воздействие". Ведущим средством при устранении речевых нарушений является логопедическое возд ...
Декоративно-оформительское
искусство и основы дизайна для учащихся 10-11 классов
В современной системе обучения и воспитания в центре внимания стоят проблемы гармонического развития личности. Главная цель образовательной области «Технология» подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно подготовить учащ ...