Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Информация о педагогике » Влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов » Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Страница 9

В структуру не вошли важные качества личностно-мотивационного функционального блока – потребность в достижении, эмпатия, отношение к себе, а так же качества обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации – вербальная и логическая память. Безусловно, не сформированность этих компонентов и отсутствие их связи с профессиональной направленностью, сказываются на успешности учебной деятельности студентов и требуют дальнейшего развития в системе профессионального обучения.

Успеваемость выступает индикатором успешности учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста. Низкий уровень успеваемости не способствует социально-психологическому благополучию неуспевающего студента в учебном коллективе, вытесняет его на периферию, обусловливая разрыв между «ядром» студенческой группы.

Наибольшие расхождения между успевающими и неуспевающими студентами обнаружены в оценках профессиональной важности таких качеств, как различные виды памяти, интеллектуальный потенциал, самостоятельность мышления.

Исследование структуры учебной мотивации у студентов первых курсов показало, что она не одинакова для студентов с высокой, и с низкой профессиональной направленностью. Успевающие по всем показателям учебной деятельности студенты положительно относятся к профессии и к профильным учебным предметам. При этом профессиональная важность учебного предмета выступает для студента как общественно обусловленная ценность, связанная с конечной целью обучения, а познавательный интерес - как индивидуальная ценность учебных дисциплин. У первокурсников, которые удовлетворены профессией, интерес к специальным дисциплинам достигает 7,3 балла из десяти возможных, а у тех студентов, кто избранной профессией не удовлетворен, степень интереса к тем же предметам составляет 4,2 балла. Доминирующее влияние на отношение к учебным дисциплинам оказывают профессиональные мотивы.

Учитывая изложенное, можно сказать, что у успешных в учебной деятельности студентов высокий уровень ценностного отношения к учению обеспечивается в большей степени психологическими факторами, тогда как мотивационная основа неуспешных в учебной деятельности студентов поддерживается и формируется в основном педагогическими факторами. Отсюда вытекает вывод о необходимости разработки разных для способов управления мотивацией учебно-познавательной деятельности: для успешных студентов - «путь сверху», то есть через осознанное непосредственное принятие студентами предъявляемых целей обучения, для неуспешных студентов - «путь снизу», то есть через специальную организацию обучения.

В результате практического осуществления организованного нами исследования удалось найти конкретные формы воплощения выдвинутой нами гипотезы. Анализ влияния профессиональной направленности личности на успешность в учебной деятельности по структурному и результативному показателям выявил, что наиболее успешны в учебной деятельности те студенты, профессиональная направленность которых имеет высокий уровень и уровень выше среднего. Наименее успешны в учебе студенты, имеющие профессиональную направленность на низком уровне.

Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что профессиональная направленность имеет большое значение для успешности учебной деятельности студентов.

Выявленные в ходе исследования особенности взаимосвязи компонентов психологической готовности к обучению в ВУЗе у студентов первого курса позволили сформулировать ряд практических рекомендаций, реализация которых приведет к более быстрой адаптации студентов к ВУЗу, будет способствовать успешности и эффективности их учебно-познавательной деятельности, развитию учебно-важных качеств, готовности к дальнейшему профессиональному и личностному росту:

1) при отборе абитуриентов, целесообразно проводить диагностику с акцентом на уровень развития поведенческой регуляции и личностный адаптационный потенциал;

2) рекомендуется корректировка учебных планов специальных дисциплин, сориентированных на практический характер будущей профессиональной деятельности, с использованием адаптивной творческой активности в рамках практических занятий;

3) в процессе обучения развивать индивидуально-психологические характеристики студентов: самооценку, самоуважение, самопринятие, внутреннюю мотивацию, готовность к риску, мотивацию успеха, синергию, компетентность во времени, контактность, эмпатию;

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другие статьи:

Формы обучения детей с проблемами в развитии
Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей с проблемами развития: - специализированный детский сад полного дня; - специализированные группы кратковременного пребывания в детском саду; - специализированные школы; - школы-интернаты; - школы надомного обучения. ...

Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляется в системе непрерывного образования, основными ступенями которого являются дошкольное, начальное и среднее образование. С этой целью созданы специальные детские сады, логопедические группы и логопедические пункты в массовых детских садах ...

Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных техник рисования
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru