Среднеарифметическое значение учебно-важных качеств для двух групп студентов рассчитано по формуле:
∑ х1
М =
n
где М – среднеарифметическое значение,
n - количество испытуемых,
∑ х1 - сумма всех результатов.
В соответствии с нормативами развития УВК (приложение 2), был подсчитан индивидуальный индекс готовности студентов к обучению в ВУЗе: студенты исторического факультета специализации история в среднем набрали 29,69 баллов, что является показателем – выше среднего значения, студенты экономического факультета специализации менеджмент организации в среднем набрали 29,35 баллов – показатель выше среднего значения. По результатам проводимой методики выяснилось, что у большей части первокурсников готовность к обучению в ВУЗе находится на уровне «выше среднего» (приложение 8). Поэтому целесообразно будет анализировать результаты по показателям двух групп, в общем, не сравнивая результаты по отдельности.
Ниже представлены групповые профили готовности студентов к обучению в ВУЗе.
Рис. 1. Групповой профиль готовности к обучению в ВУЗе студентов первого курса экономического факультета
Рис. 2. Групповой профиль готовности к обучению в ВУЗе студентов первого курса исторического факультета
В приложении 7 представлено процентное соотношение уровня развития УВК студентов для каждой группы.
По дополнительной методике, предложенной Т.И. Ильиной, направленной на выявление у студентов преобладающих мотивов обучения в ВУЗе, получены результаты (таблица 2), которые обрабатывались в соответствии с «ключом». После подсчета данные упорядочиваются по возрастанию, и определяется частота называний мотива. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности этим выбором.
От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.
Поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии (профессиональная направленность) можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. На первое место у студентов первого курса выступает фактор профессиональной мотивации, одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ВУЗе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.
Таблица 2
Мотивация обучения в вузе
Шкала мотивации |
Среднее значение по выборке испытуемых (М) | ||
Группа ИИ |
Группа ЭМ |
Максимальное по шкале | |
шкала «приобретение знаний» |
9,3 |
8,5 |
12,6 |
шкала «овладение профессией» |
7,3 |
7,2 |
10 |
шкала «получение диплома» |
6,5 |
7 |
10 |
В результате проведения дополнительной методики, мы можем увидеть, что у исследуемых студентов наиболее выраженными оказались следующие мотивационные тенденции: приобретение знаний и овладение профессией.
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
2. Результативный показатель
Для нашего исследования мы изучили успеваемость студентов группы менеджмент организации и группы история по практическому и теоретическому блоку учебных дисциплин, соответствующих специальности, за 2011 – 2012 учебный год. Шкала оценки успеваемости: «отлично» - 5; «хорошо» - 4; «удовлетворительно» - 3.
Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. ...
Цели и содержание обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения ИЯ детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества, зафиксированный в различного рода государственных документах, например, в проекте Временного государственного образова ...
Особенности восприятия геометрического материала
Долгие годы геометрия как учебный предмет в школе строилась на дедуктивной (аксиоматической) основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления.
Вместе с тем основной целью изучения геометрии признавалось и развитие пространственных представлений (вообра ...