Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Информация о педагогике » Влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов » Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Страница 2

Среднеарифметическое значение учебно-важных качеств для двух групп студентов рассчитано по формуле:

∑ х1

М =

n

где М – среднеарифметическое значение,

n - количество испытуемых,

∑ х1 - сумма всех результатов.

В соответствии с нормативами развития УВК (приложение 2), был подсчитан индивидуальный индекс готовности студентов к обучению в ВУЗе: студенты исторического факультета специализации история в среднем набрали 29,69 баллов, что является показателем – выше среднего значения, студенты экономического факультета специализации менеджмент организации в среднем набрали 29,35 баллов – показатель выше среднего значения. По результатам проводимой методики выяснилось, что у большей части первокурсников готовность к обучению в ВУЗе находится на уровне «выше среднего» (приложение 8). Поэтому целесообразно будет анализировать результаты по показателям двух групп, в общем, не сравнивая результаты по отдельности.

Ниже представлены групповые профили готовности студентов к обучению в ВУЗе.

Рис. 1. Групповой профиль готовности к обучению в ВУЗе студентов первого курса экономического факультета

Рис. 2. Групповой профиль готовности к обучению в ВУЗе студентов первого курса исторического факультета

В приложении 7 представлено процентное соотношение уровня развития УВК студентов для каждой группы.

По дополнительной методике, предложенной Т.И. Ильиной, направленной на выявление у студентов преобладающих мотивов обучения в ВУЗе, получены результаты (таблица 2), которые обрабатывались в соответствии с «ключом». После подсчета данные упорядочиваются по возрастанию, и определяется частота называний мотива. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности этим выбором.

От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.

Поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии (профессиональная направленность) можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. На первое место у студентов первого курса выступает фактор профессиональной мотивации, одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ВУЗе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Таблица 2

Мотивация обучения в вузе

Шкала мотивации

Среднее значение по выборке испытуемых (М)

Группа ИИ

Группа ЭМ

Максимальное по шкале

шкала «приобретение знаний»

9,3

8,5

12,6

шкала «овладение профессией»

7,3

7,2

10

шкала «получение диплома»

6,5

7

10

В результате проведения дополнительной методики, мы можем увидеть, что у исследуемых студентов наиболее выраженными оказались следующие мотивационные тенденции: приобретение знаний и овладение профессией.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.

2. Результативный показатель

Для нашего исследования мы изучили успеваемость студентов группы менеджмент организации и группы история по практическому и теоретическому блоку учебных дисциплин, соответствующих специальности, за 2011 – 2012 учебный год. Шкала оценки успеваемости: «отлично» - 5; «хорошо» - 4; «удовлетворительно» - 3.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий в ...

Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики
обучение воспитание педагогика Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это ...

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал. Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное. Казалось бы, в эстетической области во ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru