За время обучения в ВУЗе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Отсутствие интереса к будущей профессиональной деятельности негативно сказывается на качестве учебы студентов, их успеваемости, что непосредственно отражается на будущем профессионализме.
Актуальность исследования. Влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности изучалось преимущественно применительно к старшему школьному возрасту. В литературе дается обширный перечень рекомендаций педагогам и психологам по учету особенностей школьников в процессе обучения. Вместе с тем, проблема профессиональной направленности личности и ее влияние на учебную деятельность студентов исследована еще недостаточно. Чаще всего результаты исследований, полученных на школьниках, переносятся и на студентов ВУЗа. Характеристика профессиональной направленности личности, как свойства определяющего успешность учебной деятельности и проявляющегося в этой деятельности, не нашла пока достаточно полного отражения в конкретных психологических исследованиях, в том числе и в исследованиях личностной обусловленности учебной деятельности студентов. В современной литературе в достаточной мере описаны качества личности, обуславливающие успешность в профессиональной деятельности будущего или уже работающего специалиста. Но недостаточно работ направленных на изучение зависимости успешности в учебной деятельности в стенах ВУЗа от профессиональной направленности личности студентов.
Исследование причин отсева студентов показывает, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими специальности. Слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебной мотивации занимают второе место в ряду причин отсева студентов. Значимыми факторами формирования положительного отношения к профессии являются ее общественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностям студентов. К факторам, снижающим удовлетворенность профессией, относятся низкий заработок, длительность рабочего дня, возможность физического и нервного переутомления. Профессиональная направленность как интегральная характеристика внутренней активности личности не может не оказывать влияния на уровень успешности учебной деятельности студентов.
Одной из сторон проблемы, на наш взгляд, является и то, что при поступлении в ВУЗ не учитывается комплекс феноменов, который определяет успешность профессионального обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В дальнейшем при обучении выявляется профессиональная непригодность, отсутствие склонности к выбранной деятельности, что ведет к негативному отношению к профессии и психологическому травмированию студентов. Поэтому мы и затронули тему влияния профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов.
Цель работы – выявить взаимосвязь профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь профессиональной направленности личности и учебной деятельности студентов.
Объект исследования – влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между профессиональной направленностью и успешностью учебной деятельности студентов, чем выше уровень профессиональной направленности, тем выше показатели успешности учебной деятельности студентов первого курса.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ профессиональной направленности личности, структуры и особенностей учебной деятельности и психологических особенностей юношеского возраста.
2. Подобрать обоснованные методики для диагностики и анализа профессиональной направленности и показателей успешности учебной деятельности.
3. На эмпирическом уровне выявить и проанализировать структурные компоненты учебной деятельности и особенности профессиональной направленности студентов.
4. Выявить взаимосвязь профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов.
Теоретико-методологическая основа исследования: направленность личности - C.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, К.К. Платонов, Л.И. Бажович, Р.С. Немов, Г.Л. Смирнов, Е.А. Шумилин, Т.Е. Конникова, Э.Г. Юдин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев; исследование профессиональной направленности личности – К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, Р. Доре, М.С. Каланиди, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Ю.А. Афонькина, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Э. Зеер; теоретические принципы и методология системогенетического подхода к деятельности – В.Н. Дружинин, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков; учебная деятельность – В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.А. Деркач, Т.В. Иванова, И.И. Ильясова, Н.В. Нижегородцева, Л.А. Кандыбович, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, Н.В. Кузьмина, Т.В. Габай, А.А. Вербицкий; психология студенческого возраста – В.И. Слободчиков, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина; исследования профессионального становления студентов – Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон.
Методы исследования:
Для изучения современного состояния проблемы использовались теоретические методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение и систематизацию; эмпирические методы, включающие тестирование, опрос; интерпретационно-описательные количественные методы (корреляционный анализ).
Методики исследования:
1. Показатели успешности учебной деятельности определялись с помощью:
а) комплексной диагностики готовности студентов к обучению в ВУЗе Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Жуковой (одна из методик комплекса определяет уровень профессиональной направленности) – структурный показатель;
б) качественного анализа академической успеваемости студентов в период промежуточной и итоговой аттестации по профильным дисциплинам – результативный показатель;
3. Обработка результатов проводилась с помощью методов математической статистики.
Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2012 по 2013 гг. и состояло из трех этапов:
- на первом этапе на основе изучения научной литературы проводился анализ состояния проблемы, уточнялось содержание базовых понятий, разрабатывалось предварительное концептуальное видение проблемы, что позволило наметить цели, задачи и методы исследования;
- на втором этапе разрабатывалась программа эмпирического исследования, проводилось исследование студентов первых курсов по методике КДГс, изучалась академическая успеваемость студентов;
- на третьем этапе велась оценка и обработка полученного экспериментального материала, фиксировались основные результаты исследования, проводился их анализ и оформление, формулировались основные выводы исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается комплексной методикой исследования, адекватной поставленной проблеме, базой проведения опытно-поисковой работы и системой верификации, обеспечивающей содержательную валидность используемых методов. Основные данные получены с помощью обоснованных психодиагностических методик и обработаны с использованием стандартных математических процедур, включающих методы как параметрической, так и непараметрической статистики.
Научная новизна исследования:
- на основе теоретического подхода рассмотрено понятие и процесс формирования профессиональной направленности;
- определены условия успешности учебной деятельности студентов;
- определены условия способствующие формированию у студентов направленности на будущую профессию;
- выявлена взаимосвязь между успешностью учебной деятельности студентов и профессиональной направленностью;
- проанализированы основные тенденции изменения результативного и структурного показателей успешности учебной деятельности в зависимости от меры выраженности профессиональной направленности.
Теоретическая значимость исследования:
- результаты теоретического исследования раскрывают понятие «профессиональная направленность», структуру учебной деятельности и психологические особенности юношеского возраста;
- определено содержание структурного и результативного показателей успешности учебной деятельности, методы их оценки и анализа;
- установлена взаимосвязь структурного и результативного показателей успешности учебной деятельности с мерой выраженности профессиональной направленности у студентов первого курса ВУЗа;
- проведенное эмпирическое исследование дополняет основные положения системогенетической концепции учебной деятельности применительно к студентам ВУЗа и способствует дальнейшему ее развитию.
Практическая значимость исследования:
Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в работе преподавателей учебных заведений, что способствует созданию условий учебно-профессиональной деятельности, а также развитию профессиональной направленности и формированию у студентов положительного отношения к себе как к профессионалу. Результаты исследования позволяют определить содержание зоны ближайшего развития будущего специалиста и реализовать данные в образовательном процессе для повышения его результативности, обозначить особенности индивидуальной работы со студентами, выработать конкретные рекомендации в зависимости от особенностей развития профессиональной направленности и структурных компонентов готовности к обучению в ВУЗе. Проведенное эмпирическое исследование дополняет основные положения системогенетической концепции учебной деятельности применительно к студентам ВУЗа и способствует дальнейшему ее развитию.
Структура работы соответствует логике и включает в себя введение, две главы, заключение, выводы и содержит 75 страниц текста. Библиографический список состоит из 56 наименований. В работе представлены 14 приложений, 9 рисунков и 6 таблиц.
Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий
Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого чел ...
Особенности методики обучения старших дошкольников игре в баскетбол
При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что об ...
Обоснование выбора темы базового курса школьной
информатики
Для рассмотрения приемов организации внимания на уроках информатики возьмем тему «Алгоритмизация на базе среды программирования ЛогоМиры». Данная тема содержится в обязательном минимуме содержания образования по информатике, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации, и определ ...