Управление учебной деятельностью
Проведенная диагностика обучаемости первокурсников дала достаточно высокие результаты, так 45% - высокие показатели, 30% - показатели выше среднего, 15% - средние показатели, 8% - показатели ниже среднего, 2% - низкие показатели. У большинства студентов проявилась способность к самостоятельному анализу заданий, установлению необходимой связи между данными, сравнению и обобщению предлагаемого материала, к выявлению общего существенного признака, к выявлению закономерности, контролю за своими действиями. Вместе с тем у некоторых учащихся эти качества выразились недостаточно или слабо или совсем отсутствовали. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, метакогнитивных навыков (планирование и самоконтроль, речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем).
Показатели произвольной регуляции деятельности: 6% - высокий уровень, 16% - уровень выше среднего, 50% - средний уровень, 15% - уровень ниже среднего, 13% - низкий уровень. Способность студентов управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи более проявилась в средних показателях. В качестве характеристик произвольного уровня регуляции поведения и деятельности человека рассматривают опосредованность, сознательность, осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, а также управляемости субъектом собственного поведения. Развитие произвольности можно связать с развитием средств овладения (уровни осознания деятельности и средств ее опосредования) собственным поведением.
Мотивация
В нашем исследовании мы использовали дополнительную методику
«Мотивация обучения в ВУЗе», по результатам диагностики (таблица 2), по шкале «приобретение знаний» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися группы ИИ, составил 9,3, обучающимися группы ЭМ – 8,5. Исходя из того, что максимальное количество баллов по данной шкале - 12,6, можно сделать вывод о том, что стремление к приобретению знаний, любознательность у обеих групп первокурсников выражены высоко.
По шкале «овладение профессией» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися группы ИИ составил 7,3, обучающимися группы ЭМ – 7,2. Максимальное количество баллов по данной шкале - 10, из чего следует, что стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества у всех испытуемых выражены выше среднего.
По шкале «получение диплома» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися группы ИИ составил 6,5, обучающимися группы ЭМ - 7. Максимальное количество баллов по данной шкале - 10, из чего следует, что стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов выражены у данной группы студентов выше среднего.
Исследование мотивов обучения студентов показало, что преобладающими в структуре мотивов учебной деятельности у первокурсников являются следующие мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом», «приобрести глубокие и прочные знания», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Наименее значимыми мотивами, явились следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу. На этом основании можно подытожить, что чем выше успеваемость, тем выше показатели мотивов самореализации, профессиональных и учебно-познавательных. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.
Проводя периодический замер мотивации (1-2 раза в год), можно зарегистрировать динамику развития мотивации, как у отдельного студента, так и у коллектива. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития. Учет в учебном процессе данных психологических особенностей студентов позволит преподавателям индивидуализировать систему воспитательных воздействий, уделяя особое внимание формированию мотивационного компонента учебной деятельности студентов, что позволит повысить их внутреннюю учебную мотивацию и эффективность всего процесса обучения.
Подготовка к печати, печать и после печатная доработка
Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответ ...
Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.
В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. Однако феодально-абсолютистский режим задерживал развитие капитализма, сельского хозяйства, промышленности и торговли. Французская буржу ...
Специфика философского понимания явлений специальной педагогики
Философская рефлексия обращена, прежде всего на существенные, основополагающие вопросы, поэтому на философском уровне обобщения могут быть рассмотрены наиболее важные, концептуальные проблемы, перспективы развития специальной педагогики, для осмысления которых нужна координация усилий многих специ ...