Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Информация о педагогике » Влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов » Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Страница 5

Управление учебной деятельностью

Проведенная диагностика обучаемости первокурсников дала достаточно высокие результаты, так 45% - высокие показатели, 30% - показатели выше среднего, 15% - средние показатели, 8% - показатели ниже среднего, 2% - низкие показатели. У большинства студентов проявилась способность к самостоятельному анализу заданий, установлению необходимой связи между данными, сравнению и обобщению предлагаемого материала, к выявлению общего существенного признака, к выявлению закономерности, контролю за своими действиями. Вместе с тем у некоторых учащихся эти качества выразились недостаточно или слабо или совсем отсутствовали. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, метакогнитивных навыков (планирование и самоконтроль, речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем).

Показатели произвольной регуляции деятельности: 6% - высокий уровень, 16% - уровень выше среднего, 50% - средний уровень, 15% - уровень ниже среднего, 13% - низкий уровень. Способность студентов управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи более проявилась в средних показателях. В качестве характеристик произвольного уровня регуляции поведения и деятельности человека рассматривают опосредованность, сознательность, осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, а также управляемости субъектом собственного поведения. Развитие произвольности можно связать с развитием средств овладения (уровни осознания деятельности и средств ее опосредования) собственным поведением.

Мотивация

В нашем исследовании мы использовали дополнительную методику

«Мотивация обучения в ВУЗе», по результатам диагностики (таблица 2), по шкале «приобретение знаний» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися группы ИИ, составил 9,3, обучающимися группы ЭМ – 8,5. Исходя из того, что максимальное количество баллов по данной шкале - 12,6, можно сделать вывод о том, что стремление к приобретению знаний, любознательность у обеих групп первокурсников выражены высоко.

По шкале «овладение профессией» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися группы ИИ составил 7,3, обучающимися группы ЭМ – 7,2. Максимальное количество баллов по данной шкале - 10, из чего следует, что стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества у всех испытуемых выражены выше среднего.

По шкале «получение диплома» средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися группы ИИ составил 6,5, обучающимися группы ЭМ - 7. Максимальное количество баллов по данной шкале - 10, из чего следует, что стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов выражены у данной группы студентов выше среднего.

Исследование мотивов обучения студентов показало, что преобладающими в структуре мотивов учебной деятельности у первокурсников являются следующие мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом», «приобрести глубокие и прочные знания», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Наименее значимыми мотивами, явились следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу. На этом основании можно подытожить, что чем выше успеваемость, тем выше показатели мотивов самореализации, профессиональных и учебно-познавательных. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

Проводя периодический замер мотивации (1-2 раза в год), можно зарегистрировать динамику развития мотивации, как у отдельного студента, так и у коллектива. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития. Учет в учебном процессе данных психологических особенностей студентов позволит преподавателям индивидуализировать систему воспитательных воздействий, уделяя особое внимание формированию мотивационного компонента учебной деятельности студентов, что позволит повысить их внутреннюю учебную мотивацию и эффективность всего процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Виды самостоятельной работы учащихся
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д. В зависимости от целей самостоятель ...

Понятие и значение проблемы сиротства в России
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настояще ...

Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлеч ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru