На следующем этапе ценностно-целевая ориентация направляется на формирование творческих умений личности в процессе применения знаний в незнакомой ситуации, расширяются рамки сотрудничества, актуализируется понимание необходимости личной ответственности за результаты своего труда. На этом этапе применяются стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтролирующие методы обучения.
Мотивационно-стимулирующие ситуации предполагают широкое использование взаимоконтроля, включение в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы.
Разработанные авторами профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации предусматривают определенные шаги и последовательность реализации, а именно:
1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области;
2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих специалистов;
3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей.
Установлено, что значительное влияние на формирование профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности оказывают методы обучения, особенно интерактивные методы проблемного обучения. Они побуждают обучаемых к таким способам усвоения материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в знаниях, в овладении способами действий, активизируют потребность достижения. Практика подтвердила, что для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применения знаний на профессиональной основе, использование занимательных и игровых форм занятий. Опыт преподавания курса показал, что большое значение для формирования профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности имеют разнообразные приемы, основанные на общении, взаимодействии преподавателя и студентов. С помощью этих приемов создается своеобразный эмоциональный настрой занятий, определенная моральная атмосфера, вырабатывается особый стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.
На приемы побуждения к овладению профессиональной деятельностью влияют внутриколлективные отношения:
- организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности,
- проведение коллективного обсуждения итогов работы,
- задания по взаимоконтролю и взаимопомощи,
- применение сочетания различных форм совместной работы.
Формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности препятствуют:
- эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала,
- невысокая компетентность преподавателя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его не заинтересованность в работе,
- излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка,
- однообразные задания,
- отсутствие оценки,
- недоброжелательное отношение преподавателя к студентам.
И наоборот, включение в деятельность студента элементов творчества, мотивационно-стимулирующих ситуаций, формирует у студента самостоятельность оценок, гибкость мышления, инициативу, позволяет накопить личностный опыт и в целом способствует формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности.
С целью наиболее эффективного формирования готовности к будущей профессиональной деятельности курс должен включать задания, побуждающие студентов к прогнозированию предстоящей деятельности, проектированию жизненных планов и предполагающие:
- создание условий, благоприятствующих проявлению (ситуация поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов) самостоятельности,
- приобретение личного опыта, критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок,
- введение в учебный процесс специальных элементов, мотивационно-ориентирующих учебную деятельность студентов, направленных на изучение и практическое овладение знаниям, умениями и навыками,
- использование целостной системы методов организации учебной деятельности студентов.
Опыт обучения студентов младших курсов показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:
Верстка издания
Приступать к верстке книги следует после создания предварительного макета и разработки основных элементов ее оформления. Верстальщик должен представлять, что получится в результате его работы, поскольку необходимо создать такой макет для верстки книги, который не только соответствует правилам верс ...
Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. В нём одновременно занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, ко ...
Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности
Содержание культуры личности субъекта той или иной деятельности правомерно рассматривать через ведущие ценности, воплощающие отношение профессионала к себе, другим людям и миру. Для каждой профессии они будут специфичны, но построение таких разнообразных картин, на наш взгляд, очень важно не тольк ...