На следующем этапе ценностно-целевая ориентация направляется на формирование творческих умений личности в процессе применения знаний в незнакомой ситуации, расширяются рамки сотрудничества, актуализируется понимание необходимости личной ответственности за результаты своего труда. На этом этапе применяются стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтролирующие методы обучения.
Мотивационно-стимулирующие ситуации предполагают широкое использование взаимоконтроля, включение в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы.
Разработанные авторами профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации предусматривают определенные шаги и последовательность реализации, а именно:
1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области;
2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих специалистов;
3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей.
Установлено, что значительное влияние на формирование профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности оказывают методы обучения, особенно интерактивные методы проблемного обучения. Они побуждают обучаемых к таким способам усвоения материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в знаниях, в овладении способами действий, активизируют потребность достижения. Практика подтвердила, что для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применения знаний на профессиональной основе, использование занимательных и игровых форм занятий. Опыт преподавания курса показал, что большое значение для формирования профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности имеют разнообразные приемы, основанные на общении, взаимодействии преподавателя и студентов. С помощью этих приемов создается своеобразный эмоциональный настрой занятий, определенная моральная атмосфера, вырабатывается особый стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.
На приемы побуждения к овладению профессиональной деятельностью влияют внутриколлективные отношения:
- организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности,
- проведение коллективного обсуждения итогов работы,
- задания по взаимоконтролю и взаимопомощи,
- применение сочетания различных форм совместной работы.
Формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности препятствуют:
- эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала,
- невысокая компетентность преподавателя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его не заинтересованность в работе,
- излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка,
- однообразные задания,
- отсутствие оценки,
- недоброжелательное отношение преподавателя к студентам.
И наоборот, включение в деятельность студента элементов творчества, мотивационно-стимулирующих ситуаций, формирует у студента самостоятельность оценок, гибкость мышления, инициативу, позволяет накопить личностный опыт и в целом способствует формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности.
С целью наиболее эффективного формирования готовности к будущей профессиональной деятельности курс должен включать задания, побуждающие студентов к прогнозированию предстоящей деятельности, проектированию жизненных планов и предполагающие:
- создание условий, благоприятствующих проявлению (ситуация поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов) самостоятельности,
- приобретение личного опыта, критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок,
- введение в учебный процесс специальных элементов, мотивационно-ориентирующих учебную деятельность студентов, направленных на изучение и практическое овладение знаниям, умениями и навыками,
- использование целостной системы методов организации учебной деятельности студентов.
Опыт обучения студентов младших курсов показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:
Содержание, формы и методы нравственного воспитания
по Я.А. Коменскому
"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием."
Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения ра ...
Разработки фрагментов уроков математики с использованием коллективной
учебной деятельности для учащихся 5 – 11 классов
В данном параграфе представлены разработки фрагментов уроков математики, алгебры и начала анализа и геометрии для 5 – 11-х классов. К каждому из разработанных уроков составлены и приложены методические рекомендации и комментарии, позволяющие лучше ориентироваться в специфике предложенных заданий. ...
Анализ современных учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов
по геометрии
Метод геометрических преобразований – метод обоснования некоторых отношений между объектами евклидовой геометрии, например, равенство, параллельность, подобие и др. Для доказательства теорем и решения задач (в частности, задач на построение) метод геометрических преобразований (как частный случай ...