Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Информация о педагогике » Влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов » Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Страница 15

В процессе специально организованного обучения и воспитания можно успешно формировать профессиональную направленность не только у студентов с негативным отношением к предстоящей работе, но и имеющих низкий уровень профессиональной направленности. Для развития профессиональной направленности можно рекомендовать систему мероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения в ВУЗе. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации.

Для развития слабо выраженных учебно-важных качеств, помимо профессиональной направленности, в нашем случае это коммуникабельность, гибкость мышления, логическая память, производительность внимания, можно рекомендовать специальные мероприятия для первокурсников. Проведение различных тематических тренингов: тренинг стрессоустойчивости, тренинг «Учимся управлять своим временем», тренинг «Учимся общаться эффективно», тренинг «Учимся управлять собой», тренинг «Учимся выступать публично». Проведение регулярных упражнений: на развитие коммуникативных навыков («Строим башню», «Коллективный рисунок», «Позитивное отношение к себе»), на развитие гибкости мышления («Сочини рассказ», «Изменение привычных связей общности», «Изменение привычных связей преобразования действий»), на развитие логической памяти («Анализ бессмысленных слов», «Запоминание пар слов»), на развитие внимания («Фокусировка», «Селектор»).

Теоретический анализ литературы показал:

1. Профессиональная направленность входит в целостную систему профессионального становления будущих специалистов и рассматривается в контексте формирования направленности личности в процессе профессионально-трудовой деятельности и подготовки к ней.

2. Успешность учебной деятельности рассматривается в контексте структурного (психологическая готовность студентов к обучению в ВУЗе) и результативного (академическая успеваемость студентов) показателей.

3. Для юношеского возраста важнейшим новообразованием является профессиональная направленность.

В результате эмпирического исследования было установлено:

1. Профессиональная направленность студентов первого курса специальностей «менеджмент организации» и «история» имеет уровень «выше среднего».

2. Профессиональная направленность имеет большой вес и положительные связи с другими УВК в общей структуре психологической готовности студентов к обучению в ВУЗе, а значит, является базовым компонентом в психологической структуре учебной деятельности.

3. Выявленная с помощью корреляционного анализа связь успешности учебной деятельности с показателями профессиональной направленности по всей выборке испытуемых показала:

- чем выше уровень профессиональной направленности, тем выше ИИГ;

- чем выше уровень профессиональной направленности, тем выше АУ.

4. Профессиональная направленность оказывает сильное влияние на структурный и результативный показатели успешности учебной деятельности.

Эмпирическое исследование позволило уточнить структуру и содержание учебной деятельности, рассмотреть понятие профессиональной направленности и подтвердить выдвинутую гипотезу о существовании положительного влияния профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов. Таким образом, профессиональная направленность личности играет важную роль в учебной деятельности и профессиональном становлении студентов.

В процессе профессионального становления студентов такие принципы, как системность знаний, формирование обобщенных знаний, уплотнение знаний и принцип направленности предметного обучения выводят студента на более высокий уровень познавательной деятельности, способствующей развитию у него творческих способностей, формированию профессиональных компетенций и необходимых значимых качеств. Профессиональные качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, деятельности и общения.

Полученные в результате исследования данные имеют несомненную значимость, так как позволяют определить содержание зоны ближайшего развития будущего специалиста и отразить ее в содержании учебных курсов, обозначить особенности индивидуальной работы со студентами, выработать конкретные рекомендации в зависимости от профессиональной направленности и особенностей структурных компонентов готовности к обучению в ВУЗе. Проведенное эмпирическое исследование дополняет основные положения системогенетической концепции учебной деятельности применительно к студентам ВУЗа и способствует дальнейшему ее развитию.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 


Другие статьи:

Концепция и технология учебной организационно-деятельностной игры для первокурсников КГУ
Современные проблемы высшего образования завязаны в данной работе на 3-х позициях: позиции выпускника-абитуриента, позиции ВУЗа, и более крепкой, подчиняющей себе два предыдущих момента, и заставляющей их равняться на себя, позиции рынка труда. В данной ситуации оперировать и исправлять положение ...

Тематическое планирование курса информатики в 9 классе, предусматривающего применение метода проектов в профессиональной ориентации школьников
профессиональный ориентация проект школьник Тематическое планирование курса информатики в 9 классе разрабатывается на основе образовательного стандарта, и образовательных программ. Стандарт образования един, реализация стандарта в различных программах представлена по-разному. Наиболее распростран ...

Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми
В результате использования данных методик получены результаты первичной диагностики по каждому ребенку: Клиент № 1. 13 лет, 7 класс. Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных при­чин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru