Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 12

Учитель: Что олицетворяет собой пурга? Откуда появляется ее образ, настолько контрастирующий с образами первых строф?

Ученик: Первая мировая война, две революции, гражданская война — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили и поэта, завладели его сознанием и воображением, что отразилось и в его творчестве.

Учитель: Происходит ли возвращение к изначальной тональности стихотворения? Почему?

Ученик: Это обусловлено появлением в стихотворении нового образа - «старого клена на одной ноге», который стережет «голубую Русь». Что бы ни происходило в мире, какая бы «пурга» ни звенела, у родины поэта есть защитник. Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни.

Учитель: В чем заключается особенность образа клена?

Ученик: Клен отождествляется с лирическим героем («Головой на меня похож») и в этом заключен особый смысл: даже покинув свою малую родину, лирический герой незримо остается в ней в образе клена, ее защитника. В данном стихотворении поэт выражает мысль о неизменной принадлежности лирического героя к родине несмотря ни на что.

Учитель: Через несколько лет поэт опишет свое возвращение на родину в двух стихотворениях 1924 , которые будут кардинально отличаться от нами только что рассмотренного. После революции произошли коренные изменения в политической и бытовой жизни России, что обусловило и некоторое изменение творчества поэта. Для него очень остро встали вопросы конфликта города и деревни, советского и деревенского (русского), соотношения политического и творческого в поэзии. Это все отразилось в его стихах о России. Стихотворения «Возвращение на родину» [Есенин, т. 3, 1967: 13-16] и «Русь советская» написаны действительно в несколько ином ключе, чем «Я покинул родимый дом», в них намного меньше лиризма, зато ощущается тяготение поэта к эпическому: к размаху и повествовательному началу в лирике. Напомним, что в 1923 году Есенин вернулся в Россию после заграничного путешествия и только в 1924 побывал в Константинове после долгого перерыва. Есенин говорил о родных: «Мне тяжело с ними. Отец сядет под деревом, а я чувствую всю трагедию, которая произошла с Россией…» .

Вы прочитали эти два стихотворения дома: поскольку они достаточно масштабны, мы не будем озвучивать их в классе. Скажите, чем они вас заинтересовали?

Ученик: По сравнению с предыдущими стихотворениями в первую очередь в глаза бросается их объемность (непроста их иногда определяют как маленькие поэмы»), повествовательный характер и, соответственно, меньшая степень лиричности. Она, несомненно, присутствует, но не в столь концентрированном виде.

Учитель: Итак, как описывает лирический герой свое возвращение на родину? Что он видит?

Ученик: Главное «открытие» для героя – все изменилось. В обоих стихотворениях прослеживается мотив неузнавания и не-знания никого вокруг. В «Возвращении на родину»: «Отцовский дом не мог я распознать», дед и внук не узнают друг друга, «уже никто меня не узнает». В «Руси советской»: «я никому здесь не знаком. / А те, что помнили, давно забыли», «но некому мне шляпой поклониться, / ни в чьих глазах не нахожу приют». Важным моментом является исчезновение клена, того самого, который ассоциируется с самим лирическим героем и «стережет голубую Русь»: «Приметный клен уж под окном не машет». С исчезновением клена из пространства деревни будто бы пропадает сам лирический герой.

Учитель: Как вы думаете, почему лирический герой ничего не узнает? Почему его «родимые места» так кардинально меняют свой облик?

Ученик: В первую очередь все обусловлено коренными изменениями в политической жизни России. К 1924 году гражданская война уже окончена, большевики полностью установили свое господство, жизнь деревни полностью подчиняется новому государственному строю. Так, «сестры стали комсомолки», «на церкви комиссар снял крест», «На стенке календарный Ленин», в селе появляется «крестьянский комсомол», для которого главным поэтом является Демьян Бедный (инверсией его имени – «Бедного Демьяна» Есенин показывает его несостоятельность как поэта).

Учитель: Как все происходящее воспринимает лирический герой? Почему? В чем заключается его трагедия?

Ученик: Для лирического героя все происходящее представляется трагичным, так как он ощущает себя непричастным к этой жизни, он «не коммунист», но «гражданин села», для которого совершенно неприемлемым является и новый уклад жизни, и разговоры его односельчан («язык сограждан стал мне как чужой»). А сам он – так же чужой для всех них: «Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Самым трагичным для него является то, что с одной стороны, его мучает обоюдная отчужденность, он осознает, что он «почти для всех здесь пилигрим угрюмый / Бог весть с какой далекой стороны», что в своей стране он «будто иностранец»; но, с другой стороны, он в то же время всем сердцем любит свою родину, не может жить без нее и рад встрече с деревней, с природой («Я улыбаюсь пашням и лесам», «Но все ж готов упасть я на колени, / Увидев вас, любимые края», «но отчего-то все-таки с поклоном сажусь за деревянную скамью», «Прости, родной приют. / Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен, / Пускай меня сегодня не поют – / Я пел тогда, когда был край мой болен»).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другие статьи:

Резюме экспертное
Программу просмотренную одобряю потому, что мне понравились созданные сценические образы, эмоциональная окраска представления, и, в общем, спектакль имеет позитивное воздействие. В спектакле выявлена хорошая динамика – выход и переход из одного статического положения в другое. Четко ясна задача и р ...

Психологические особенности отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях специальной школы восьмого вида
Деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Наряду со многими фактами, свидетельствующими о кратковременности мотивов их деятельности, встречаются отдельные примеры тог ...

Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе. В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение. Коллективное обучение – это только такое обучение, при котором ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru