Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 11

Учитель: Спасибо за выступление. Перемена в творчестве Есенина происходит с Революциями 1917 года. Как мы уже проговорили в лекции, он пишет цикл религиозно-космических поэм, в которых Россия предстает в образе Богородицы, Приснодевы, и несет в себе зачатки нового мира.

Однако с наибольшим лиризмом тема Родины начинает звучать в творчестве поэта с 1918 года. Прослушаем стихотворение «Я покинул родимый дом» в исполнении С. Безрукова.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Учитель: Какие эмоции возникли у вас при прослушивании этого стихотворения?

Ученик: Стихотворение вызывает чувство светлой грусти, умиротворенности, несмотря на то, что лирический герой «покинул родимый дом, Голубую оставил Русь».

Учитель: Как вы понимаете смысл этих строк? Значит ли это, что поэт уехал из России? Обратите внимания на год создания стихотворения. О чем он можем нам рассказать?

Ученик: Стихотворение было написано в 1918 году. Есенин в то время еще ни разу не выезжал из страны, однако, он уже несколько лет не жил в родном селе, Константинове, жил в столицах, в Москве и Петербурге. Таким образом, мы можем сказать, что это стихотворение – это некое воспоминание о малой родине.

Учитель: На основе каких наблюдений мы делаем такой вывод? Какую роль играют здесь эпитеты?

Ученик: Поэт покидает не Россию, а «Русь» - это более древнее название, для него – это древняя рязанская земля. С этим топонимом используется эпитет «голубая» - с одной стороны, это цвет неба («синь сосет глаза»), поэт показывает ширь небес над просторами полей. С другой стороны, в христианской цветовой символике, это цвет Богородицы, святости. Таким образом, мы можем сказать, что при помощи данного эпитета поэт как бы расширяет определение: Русь и широкая, необъятная, и Святая. В качестве эпитета к слову «дом» поэт подбирает прилагательное «родимый», так как оно отражает чувство нежности и душевной близости («родной» - эмоционально нейтральное).

Учитель: Спасибо. Кроме этого нам важно понять, какие глобальные события произошли в жизни России до 1918 года? Повлияло ли это как-то на поэта? Как это отражается в данном стихотворении?

Ученик: К 1918 году произошло множество событий, которые кардинально изменили жизнь страны, уклад жизни людей: 1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде. 1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год — гражданская война. Эти события, несомненно, оставили неизгладимый след в душе поэта, что не могло не отразиться на его творчестве. Так, на примере данного стихотворения мы видим, что мысли о малой родине давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.

Учитель: Как поэт обрисовывает образы отца и матери? Каким образом они связаны с природой? Какие средства художественной выразительности при этом используются?

Ученик: Образы отца и матери поэт обрисовывает буквально несколькими штрихами: «В три звезды березняк над прудом / Теплит матери старой грусть», «Словно яблонный цвет, седина / У отца пролилась в бороде». Родители лирического героя уже немолоды («матери старой», «седина»), однако, в этом нет ничего трагичного, в этом, скорее, заключается закономерное течение жизни. Грусть матери «теплится» в соприкосновении с природой (березняком, прудом и звездами), седая борода отца сравнивается с «яблонным цветом» (в этом видится связь старого и нового: увядание и цветение одновременно). Состояние матери и отца созвучно состоянию природы (поздней весенней или летней), особенно ярко это выражается в развернутой метафоре: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде». Мы видим «тихую» воду, по которой спокойно растекается лунный свет. Эта метафора привносит особый оттенок спокойствия, умиротворенности, который усиливается использованием аллитерации и ассонанса ([л] - [л’], [а] в лексеме «распласталась»).

Учитель: Как меняется эмоциональный оттенок в третьей строфе? Почему? Какие средства поэт при этом использует?

Ученик: Поэт прерывает картину спокойного ожидания лирического героя его родителями. В первых двух стихах третьей строфы происходит некий эмоциональный сдвиг, некое смятение, противоречие ожиданию: «Я не скоро, не скоро вернусь!» Эмоциональность противоречия усиливается за счет повтора и восклицательного знака в конце предложения, твердость решения героя выражается посредством аллитерации – повторения звука [р]. В противопоставление весенне-летним картинам природы малой родины появляется образ пурги, стихии, усиливающийся за счет ассонанса (повторения звука [е]).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Другие статьи:

Работа с векторной графикой
урок информатика векторный изображение На изучение темы "Работа с векторной графикой" в восьмом классе средней школе отводится шесть часов. За шесть часов учебного времени учащиеся должны освоить три темы, прочитать семь параграфов учебника, усвоить понятие векторной графики, научиться ...

Лечение и коррекция гиперактивного поведения
После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-пед ...

Цели и задачи обучения творческим работам слабослышащих школьников
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть совершенствоваться и реализовываться». Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru