Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 9

С Октябрьского вокзала в Москве тело было перенесено в Дом печати, вход в который был открыт всем желающим проститься с покойным. И весь день, и всю ночь, до самого рассвета туда нескончаемым потоком шли люди.

Утром 31 декабря под звуки траурного марша гроб с телом Есенина был вынесен из Дома печати, установлен на катафалк, и многотысячная процессия направилась на Страстную площадь. Там гроб три раза обнесли вокруг памятника Пушкину. От памятника процессия направилась к Дому Герцена, где в то время были сосредоточены все литературные объединения Москвы. Там была вторая остановка.

Третья остановка была у Камерного театра. Струнный оркестр исполнил траурный марш, а артист Церетелли возложил на колесницу венок.

От Камерного театра процессия направилась к Ваганьковскому кладбищу. - Мы похоронили его под неумолчный плач осени. А на другой день после похорон сразу ударил мороз. Осени было больше нечего делать вспоминал Вадим Шершеневич.

Смерть Есенина была воспринята всеми как что-то личное. Возможно, потому, что его поэзия вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души, с тем уровнем, который коренным образом связывает русских с Россией и с собой.

О стихах Есенина потрясающе точно отозвался Георгий Иванов: «Конечно, стихи Есенина, как и всякие стихи, состоят из разных «пеонов, пиррихиев, анакруз .» Конечно, и их можно под этим углом взвесить и разобрать. Но это, вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью .».

Впоследствии Э. Герман писал: «Ничего, кроме России, не видел. Не реальной, всамделишной России, а своей - той, которая требовалась для его стихов. Это была традиционная литературная Россия.

Среди грузовиков с восставшими солдатами Есенин невозмутимо правил гоголевской тройкой. Он был ее последний ямщик».

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете последнее высказывание?

Ученик: Есенин продолжал литературную традицию XIX века, более того, тема Родины всегда была для него наиболее значимой. Он пытался найти связь между Россией прошлого, Россией будущего и его воображаемой Россией.

Учитель: Спасибо. Запишите домашнее задание:

1) Прочитайте следующие стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Возвращение на родину» и другие.

2) Индивидуальные задания:

Подготовьте выразительное чтение стихотворений «Я покинул родимый дом» и «Спит ковыль. Равнина дорогая» наизусть.

Подготовьте индивидуальное сообщение на тему «Образ России в цикле «Русь»(1915)» используя следующий источник:

Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества. – М.: Изд-во «Детская литература», 1976.

урок стихотворение есенин методика

2.2 Урок 2

«Нет поэта без родины»

(Тема Родины в лирике С. А. Есенина)

Цели:

1. Учебная: проследить эволюцию темы Родины в лирике Есенина, выявить основные особенности отражения этой темы.

2. Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения на основе лирики С. А. Есенина, навыки устной речи; развивать логическое мышление учащихся

3. Воспитательная: воспитывать любовь к родине, патриотические чувства

Тип урока: урок совершенствования ЗУНов

Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учителя о творчестве) эвристический метод (аналитическая беседа), творческое чтение (выразительное чтение), исследовательский метод (самостоятельное изучение литературы).

Оборудование: фотография Есенина на доске, записи стихотворений Есенина в исполнении русских актеров.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами познакомились с жизненным и творческим путем С. А. Есенина.

Наш сегодняшний урок посвящен детальному рассмотрению темы Родины на протяжении всего его творческого пути. Запишем с тетради эпиграф нашего урока: «Я – тоже за Советскую власть, но я люблю Русь. Я – по-своему. Намордник я не позволю надеть на себя и под дудочку петь не буду (Есенин)».

Наше изучение темы родины в его лирике мы начинаем с первого сборника «Радуница»(1916). Прочтем стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» и поработаем с ним.

Ученик

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа .

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Учитель: Что вы почувствовали, когда услышали это стихотворение?

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другие статьи:

Концепция и технология учебной организационно-деятельностной игры для первокурсников КГУ
Современные проблемы высшего образования завязаны в данной работе на 3-х позициях: позиции выпускника-абитуриента, позиции ВУЗа, и более крепкой, подчиняющей себе два предыдущих момента, и заставляющей их равняться на себя, позиции рынка труда. В данной ситуации оперировать и исправлять положение м ...

Знаменитые художники-иллюстраторы
Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Большая ответственность в этом бла ...

Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлечь ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru