Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 13

Учитель: Какие новые грани темы Родины открываются в «Руси советской»?

Ученик: В «Руси Советской» в некоторой мере проявляется бунт лирического героя против новых устоев, однако, важной чертой является то, что лирический герой не просто русский человек, но именно русский «пиит» того поколения, которое стало «отцветать». Во внутреннем монологе лирического героя показана борьба его «голоса мысли» с «сердцем», что характеризует некую его раздвоенность: с одной стороны, оно осознает, что необходимо дать дорогу молодым, с другой стороны, он не хочет отступать.

Учитель: В данном стихотворении заключены стихи, которые являются одними из самых важных для характеристики творчества Есенина в целом: «Отдам всю душу октябрю и маю / но только лиры милой не отдам».В этом заявлении сталкивается уже не просто голос мысли и голос сердца, но раздвоенность души поэта/лирического героя: он в своем сознании будто бы раъзъединяет творчество и душу. Как в стихотворении решается данная проблема разобщения?

Ученик: Лирический герой смиряется «бунтующей душой», предоставляя место «юным», однако, но личная позиция определяется уже не принадлежностью к «октябрю и маю».

Когда он уходит к «неведомым пределам», он остается наедине с вечностью и выбирает для себя тему. В вечности политическое деление перестает существовать, остается один глобальный, вселенский уровень, на котором нет «Руси Советской» (само это сочетание по сути своей абсурдно), но есть просто «Русь».

Так поэт, отображая свои взгляды в данном стихотворении, уходит от вопроса политической принадлежности и политической неопределенности – к вечности.

Учитель:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет боль и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Недаром Есенин говорил: ««Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» .

В 1925 году поэт пишет стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», которое представляет собой квинтэссенцию всей поэзии Есенина о Родине.

Прочтем его вслух.

Ученик

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Учитель: Скажите, как вы объясните тот факт, что это стихотворение - квинтэссенция гражданской лирики Есенина?

Ученик: В нем преобладает лирическое начало, в отличие от, например, «Возвращения на родину», оно очень напряженно в эмоциональном плане. С другой стороны, в нем присутствует и проблема соотношения старого и нового.

Учитель: Верно. Какие картины русской природы создает поэт в этом произведении? Каким образом пейзаж приобретает цельность?

Ученик: Это ночной пейзаж: «Спит ковыль. Равнина дорогая, / И свинцовой свежести полынь», «Свет луны, таинственный и длинный, / Плачут вербы, шепчут тополя. / Но никто под окрик журавлиный / Не разлюбит отчие поля». Его цельность достигается за счет определения общего пространства: это «равнина дорогая», «отчие поля», которые как бы охватываются светом луны и журавлиным окриком. Более того, большое количество олицетворений («спит ковыль», «плачут вербы», «шепчут тополя») указывает на то, что родная природа в представлении поэта одухотворена, наполнена.

Учитель: Перечитаем вторую строфу.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Традиции какого классика XIX века продолжает в ней Есенин? Имеет ли в данном случае место полемика?

Ученик: Есенин, несомненно, полемизирует с Некрасовым, обращаясь к его вопросу о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Если герои поэмы Некрасова так и не находят ответ на свой вопрос, то в понимании Есенина «всякому» на Руси жить хорошо, как бы кто ни «мучался».

Возможно, это связано именно со своеобразием русской природы, возможно со своеобразием русского характера, менталитета.

Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, как проявляется в лирическом герое «поэте» стихотворения тяга к прошлому укладу жизни? можно ли провести параллель между этим стихотворением и «Русью Советской»

Ученик: На мой взгляд, позиция лирического героя данного стихотворения практически полностью совпадает с позицией лирического героя «Руси советской». Новое для него так же враждебно, хотя оно не может миновать и его. Лирический герой позиционирует себя как «поэта / Золотой бревёнчатой избы», для него не существует «новь», которой угрожает ему «чужая юность», для него существует только вечное, непреходящее: «Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь». Однако, в отличие от героя «Руси Советской», он не остается на вневременном уровне.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Другие статьи:

Организация процесса обучения детей раннего возраста в современных образовательных программах
В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). В связи с этим, актуальной является задача проанализировать с этих позиций наиболее распространенные в настоящее время образовательные программы для детей ...

Принцип коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку
Направление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в методике возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США и Канаде в конце 1970-х – начале 80-х годов. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемого ...

Анализ урока производственного обучения
Специальность: штукатур, маляр, плиточник. Проводил: Процко Е.И. Тема урока: приёмы набрасывания раствора из сокола. Цель урока: v Обучающая: освоить приемы набрасывания раствора с помощью сокола. v Развивающая: развить у учащихся творческого подхода к выполняемой работе, в устранении ошибок. v Вос ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru