Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 16

Учитель: Как образ возлюбленной в данном стиховторении соотносится с другими образами женщин?

Ученик: Лирическая героиня представляется несколько нереальной, она - «песня и мечта» (что перекликается с уже упомянутым нами циклом), ее образ – это преобладание света, чистоты, невинности: «лучиста и светла», «запах меда от невинных рук», «к светлой тайне приложил уста».

Учитель: Итак, подведем итог. В ранней лирике поэта возлюбленная лирического героя – это «мечта», растворившаяся в природе, которая либо не может реально воплотиться, либо уже успела развоплотиться.

Вы уже немного упоминали об особенностях отражения любовной темы в последующих произведениях поэта (любовь служит для раскрытия личности героя – его трагедии, его отношении к разных вещам). Одним из наиболее специфических и наиболее известных стихотворений, которые можно рассматривать с подобной точки зрения можно назвать «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1924) из цикла «Персидские мотивы». Оно, как и многие другие из этого цикла, посвящены батумской знакомой Есенина армянской учительнице Шаганэ Нерсесовне Тальян, с которой, как мы уже сказали, у него не было фактического романа.

Прослушаем романс на эти стихи, автор музыки Елена Фролова.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне .

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Скажите, пожалуйста, что показалось вам необычным в этом стихотворении?

Ученик: По сути это не стандартное стихотворение о любви. Может быть, это вообще не любовная лирика.

Учитель: Почему вам так кажется? Как бы вы охарактеризовали отношение лирического героя к Шаганэ?

Ученик: В стихотворении нет указаний, даже косвенных, на любовь лирического героя и Шаганэ, однако их отношения можно охарактеризовать как доверительные, интимные, дружеские. Лирический герой поверяет ей все то, что его беспокоит. Стихотворение пронизано глубоким лиризмом, нежностью.

Учитель: Какой прием важен для построения данного стиховторения? С какой целью он используется?

Ученик: Стихотворение построено на приеме противопоставления (антитезы): «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Кроме этого случая антитезы можно назвать скрытой, однако она подразумевается. Лейтмотив произведения: тоска по родине, любовь к родине.

Учитель: Какую роль для маркирования темы Родины играют повторы?

Ученик: Поэт будто бы расставляет акценты, потому лирический герой постоянно повторяет Шаганэ о том, что в его сознании отождествляется с родиной: «Не буди только память во мне / Про волнистую рожь при луне», «Потому, что я с севера что ли».

Учитель: Что еще связывает лирического героя с родиной, кроме ржи и луны?

Ученик: Образ девушки с родины лирического героя, «страшно похожей» на Шаганэ. В предпоследнем стихе («может, думает обо мне .») мы видим некое умолчание, которое может трактоваться и как надежда, и как тоска, и как нечто другое. Шаганэ дорога лирическому герою как напоминание о другой девушке.

Учитель: Об этом образе очень интересно пишет Т. С. Есенина, дочь поэта. Она считает, что под образом девушки, похожей на Шаганэ зашифрована ее мать, Зинаида Райх. «На снимке анфас Шаганэ Нерсесовна удивительно похода на Зинаиду Николаевну. Любуясь эффектом, я несколько раз раскладывала четыре снимка, один Тальян и три матери: они были убеждены, что на всех четырех изображена одна и та же женщина.

Есенин, видимо, никому не говорил, что Шаганэ Нерсесовна «страшно» похожа на его бывшую жену. Не могла бы об этом догадаться, читая стихотворение, и сама Зинаида Николаевна».

Сделаем вывод: один из общепризнанных шедевров любовной лирики скорее можно отнести к лирике дружеской, в нем нет того стандартного чувства любви, но есть подлинные чувства, которые один доверяет другому.

Важно сказать о том, что в последний год в лирике поэта все больше проявляется тоска по «единственной», «которой в мире нет», ведь те женщины, которые попадаются, ему не подходят: «Что ищу в глазах я этих женщин - / Легкодумных, лживых и пустых?», «На мою охладевшую душу / Натыкались такие не раз», «Не тебя я люблю, дорогая, / Ты лишь отзвук, лишь только тень. / Мне в лице твоем мнится другая, / У которой глаза – голубень». Специфика же отношения Есенина к любви заключается в следующей цитате: «За березовую Русь с нелюбимой помирюсь». Как вы думаете, что это доказывает?

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Другие статьи:

Качество вычислительного навыка табличного умножения и деления
Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной ...

Общие педагогические способности
Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: - гностические; - проектировочные; - конструктивные; - коммуникативные; - орга ...

Общие формы учебной работы учащихся
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru