Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 17

Ученик: Это доказывает то, что любовь к России была для него первична, а земная любовь – вторична; доказывает высказывание Есенина о том, что тема родины - основная в его творчестве.

Ученик 2: В стихах о любви поэт больше пишет о себе, о своей душе, о своей собственной трагедии. У него нет чисто любовной лирики, она обязательно имеет выход в другую тему. В этом и заключается специфика темы любви в творчестве Есенина.

Учитель: Спасибо. Действительно, любовная лирика Есенина часто переходит в философскую, поэт задумывается о жизни и смерти (например, в стихотворении «Дорогая, сядем рядом»: «Месяц на простом погосте На крестах лучами метит, Что и мы придем к ним в гости, Что и мы, отжив тревоги Перейдем под эти кущи. Все волнистые дороги Только радость льют живущим»). Однако тема жизни и смерти появляется в творчестве поэта и вне любовной лирики и часто соединяется в одну: в тему скоротечности бытия. Так, в данном контексте важным является программное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Прослушаем индивидуальное сообщение об истории его создания.

Ученик: По свидетельствам современников поэта, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда в разговорах Есенин полушутя добавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». И наизусть читал самый любимый отрывок из «Мертвых душ» - начало шестой главы первой части: «прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себе напечатление какой-нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало…

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!»

Учитель: Спасибо. А теперь прочитаем стихотворение вслух.

Ученик 2:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь .

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Учитель: Какие образы, какие строчки более всего вас затронули и почему?

Ученик: «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», «Будь же ты вовек благословенно Что пришло процвесть и умереть». Они произвели на меня большое впечатление потому, что в них как бы соединяется грусть и радость, мне кажется, что именно они играют важную роль в стихотворении, придавая ему особое настроение.

Учитель: Итак, какой же настрой задают эти строки всему стихотворении? Для чего это необходимо?

Ученик: Общее настроение стихотворения – светлая грусть. От грустных размышлений о быстротечности жизни лирический герой переходит к философскому обобщению и радуется тому, что жизнь, хоть и короткая, есть.

Учитель: Верно. Посмотрим, как способствует воплощению этой мысли композиция стихотворения?

Ученик: Стихотворение можно условно разделить на три части. Первые три строфы - прощание лирического героя с молодостью. Он утрачивает свою «свежесть, Буйство глаз и половодье чувств», охвачен «увяданья золотом», его сердце тронуто «холодком». Четвертая строфа - кульминация (трагическое звучание вопроса «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и «розовый конь» как символ несбывшихся желаний). Пятая строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо, смерти не избежит ничто живое и в этом поэт видит не трагедию, но закономерность: «Все мы…тленны», «Будь же то вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».

Учитель: Опираясь на особенность развития лирической темы, попробуйте определить жанр стихотворения, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Ученик: «Я не буду больше молодым» - сердце перестанет быстро биться; «Не заманит шляться…» - угасает «дух бродяжий»; утрачивается «…половодье чувств» - «скупее стал в желаньях». Выводом становится следующий стих «Все мы, все мы в этом мире тленны». Такое развитие темы характерно для элегического мировосприятия, жанр этого стихотворения – элегия. Элегия – жанр лирической поэзии, для которого характерно наличие следующих черт: интимности, мотивов разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия. Как мы видим, многие из этих черт встречаются в анализируемом нами стихотворении Есенина, он приносит в элегию светлое звучание.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Другие статьи:

Использование логоритмики в устранении просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,мимической, мелкой и артикуляционной. ...

Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
Уважаемый Антон Семенович! Сейчас в 21 веке одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является ваша педагогическая система. Ваши идеи долгое время не признавались официальной педаго ...

Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в специальных школах VIΙI вида
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: - адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; - стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; - преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обу ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru