Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 17

Ученик: Это доказывает то, что любовь к России была для него первична, а земная любовь – вторична; доказывает высказывание Есенина о том, что тема родины - основная в его творчестве.

Ученик 2: В стихах о любви поэт больше пишет о себе, о своей душе, о своей собственной трагедии. У него нет чисто любовной лирики, она обязательно имеет выход в другую тему. В этом и заключается специфика темы любви в творчестве Есенина.

Учитель: Спасибо. Действительно, любовная лирика Есенина часто переходит в философскую, поэт задумывается о жизни и смерти (например, в стихотворении «Дорогая, сядем рядом»: «Месяц на простом погосте На крестах лучами метит, Что и мы придем к ним в гости, Что и мы, отжив тревоги Перейдем под эти кущи. Все волнистые дороги Только радость льют живущим»). Однако тема жизни и смерти появляется в творчестве поэта и вне любовной лирики и часто соединяется в одну: в тему скоротечности бытия. Так, в данном контексте важным является программное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Прослушаем индивидуальное сообщение об истории его создания.

Ученик: По свидетельствам современников поэта, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда в разговорах Есенин полушутя добавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». И наизусть читал самый любимый отрывок из «Мертвых душ» - начало шестой главы первой части: «прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себе напечатление какой-нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало…

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!»

Учитель: Спасибо. А теперь прочитаем стихотворение вслух.

Ученик 2:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь .

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Учитель: Какие образы, какие строчки более всего вас затронули и почему?

Ученик: «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», «Будь же ты вовек благословенно Что пришло процвесть и умереть». Они произвели на меня большое впечатление потому, что в них как бы соединяется грусть и радость, мне кажется, что именно они играют важную роль в стихотворении, придавая ему особое настроение.

Учитель: Итак, какой же настрой задают эти строки всему стихотворении? Для чего это необходимо?

Ученик: Общее настроение стихотворения – светлая грусть. От грустных размышлений о быстротечности жизни лирический герой переходит к философскому обобщению и радуется тому, что жизнь, хоть и короткая, есть.

Учитель: Верно. Посмотрим, как способствует воплощению этой мысли композиция стихотворения?

Ученик: Стихотворение можно условно разделить на три части. Первые три строфы - прощание лирического героя с молодостью. Он утрачивает свою «свежесть, Буйство глаз и половодье чувств», охвачен «увяданья золотом», его сердце тронуто «холодком». Четвертая строфа - кульминация (трагическое звучание вопроса «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и «розовый конь» как символ несбывшихся желаний). Пятая строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо, смерти не избежит ничто живое и в этом поэт видит не трагедию, но закономерность: «Все мы…тленны», «Будь же то вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».

Учитель: Опираясь на особенность развития лирической темы, попробуйте определить жанр стихотворения, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Ученик: «Я не буду больше молодым» - сердце перестанет быстро биться; «Не заманит шляться…» - угасает «дух бродяжий»; утрачивается «…половодье чувств» - «скупее стал в желаньях». Выводом становится следующий стих «Все мы, все мы в этом мире тленны». Такое развитие темы характерно для элегического мировосприятия, жанр этого стихотворения – элегия. Элегия – жанр лирической поэзии, для которого характерно наличие следующих черт: интимности, мотивов разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия. Как мы видим, многие из этих черт встречаются в анализируемом нами стихотворении Есенина, он приносит в элегию светлое звучание.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Другие статьи:

Проектный анализ книги
Рост компьютерных технологий, популярность интернет- и аудиокниг не только не разрушили традиционный книгоиздательский бизнес, а наоборот, дали толчок к развитию: увеличиваются тиражи, новые грани демонстрируют дизайн текста и книжные иллюстрации. Открываются новые горизонты для книжного дизайна. ...

Особенности организации коллективной формы учебной деятельности на различных этапах урока
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей, о которых говорит в своей книге В.К. Дьяченко: 1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя». 2. Ближайшая цель каждого участника занятий: и «ученика», и «учител ...

Работа с программой Фобус на Рабочем месте
Программа Фобус обеспечивает обучение и контроль знаний на Рабочем месте. Окно программы Фобус (рис. 23) предназначено для работы учащегося. Рис. 23. Окно программы Фобус, содержащее значки практикумов Оформление окна Модуля преподавателя соответствует стандартам Windows: Строка заголовка; ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru