Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 10

Ученик: Ощущается приподнятое настроение стихотворения, радостный настрой поэта.

Учитель: Возникли ли у вас какие-то визуальные, аудиальные и другие ощущения? Какими строчками они были вызваны?

Ученик: Я увидел широкую картину русской природы: «не видать конца и края». В ней преобладают цвета синий («только синь сосет глаза») и зеленый («на приволь зеленых лех»).

Учитель: Верно. Известный есениновед Юрий Прокушев, например, отмечал, что такой образ как синь, которая «сосет глаза» действительно точно описывает небо над рязанскими просторами.

Ученик: В стихотворении поэт передает много звуков: «звонно чахнут тополя», «гудит…веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Все эти характеристики придают картинам природы и крестьянской жизни некое приподнятое настроение, праздничность. Более того, поэт вводит в стихотворение вкусовые, обонятельные образы: «пахнет яблоком и медом».

Учитель: Какой вывод мы можем сделать на основе сделанных нами наблюдений? О чем они свидетельствуют?

Ученик: Звук, запах и цвет помогают поэту создать в стихотворении наиболее полный, объемный образ природы.

Учитель: Хорошо. А как вы думаете, для чего поэту необходимо создать такой полный образ? Напомню, это стихотворение написано в 1914 году, является ярким образцом ранней лирики Есенина и входит в его первый сборник «Радуница».

Ученик: Из сегодняшней лекции мы узнали, что в «Радунице» создается наиболее полная картина крестьянской жизни: как реальной, так и поэтизированной. В этом стихотворении поэт так же стремится создать образ деревни – в нескольких деталях.

Учитель: Как вы думаете, в данном стихотворении образ деревни сильно поэтизируется? И если да, то почему?

Ученик: Да, потому что в стихотворении не отражены картины крестьянского труда, тяжести жизни, трагедий, которые случаются в жизни крестьян.

Учитель: А для чего в данном стихотворении используются диалектизмы: «хаты», «корогод», «Побегу по мятой стежке / На приволь зеленых лех»? Разве это не относится к реальной деревенской жизни?

Ученик: Диалектизмы, конечно, взяты из реальной жизни, но в данном стихотворению они так же служат поэтизации деревни в частности и Руси в целом, они придают стихотворению необходимый колорит. В стихотворении то место, которое описывает поэт, идеально.

Учитель: В «Радунице» важное значение имеет религиозная символика. Как это находит отражение в данном стихотворении? Какое это имеет значение для его понимания в целом?

Ученик: Бытовые реалии приобретают более возвышенный оттенок. Так, хаты – это «в ризах образа», лирический герой – «захожий богомолец», «Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас». Картины родной природы для лирического героя ничуть не хуже, чем тот «рай», который предлагает ему «рать святая». Религиозные определения связанные с бытовыми реалиями свидетельствую о том, что Русь для лирического героя – это земной рай.

Учитель: Итак, сделаем выводы. В данном стихотворении Есенина Русь представляется поэтом как рай на земле, о чем свидетельствует его глубокая образность и использование религиозной лексики.

Учитель: Спасибо. Да, действительно, в ранней лирике Есенина образ России именно таков: это рай на земле, это прекрасная природа, яркий пейзаж, наполненный внутренней «сакральностью». Хотя уже в «Радунице» намечается тенденция к изображению реальности. Так, выслушаем сообщение о изображении родины в цикле 1915 года «Русь».

Ученик: Цикл «Русь» был написан в 1915 году. В нем поэт изображает Родину многогранной: это и мифологическое пространство, отчасти напоминающее блоковское («Запугала нас сила нечистая, что ни прорубь – везде колдуны» – «Там ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях» это и Россия «странной любви» Лермонтова («Но люблю тебя, родина кроткая! а за что – разгадать не могу» – «Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье…», «Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров» – «и в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»). Есенин описывает Русь, используя характерные для его ранней лирики элементы религиозного, ритуального: «лампадки небес», «В роще чудились запахи ладана». Однако основную тональность данного стихотворения можно охарактеризовать как тревожную, потому что поэт ведет рассказ о Родине, о деревне в годы военных невзгод. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды ощутима уже в первом стихотворении цикла («Потонула деревня в ухабинах») к третьему достигает своего апогея: «Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну Загыгыкали бабы слободские, плач прорезал кругом тишину». Поэт разворачивает грустные картины деревенской жизни во время войны, всем сердцем сопереживает народу. В последнем стихотворении цикла поэт как бы соединяет реальность и идеальную Россию, он характеризует русский народ как склонный верить в лучшее («Я хочу верить в лучшее с бабами / Тепля свечку вечерней звезды»). Война хоть и воспринимается как трагедия, но она представляется «бабам», «пахарям»-ополченцам чем-то временным, им мерещится «над лугами веселый покос». Таким образом, русский народ в данном стихотворении - это сильный народ-оптимист, а Русь – как «родина кроткая», которой не страшны невзгоды, потому что ее народ имеет силы их преодолеть.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другие статьи:

Частные женские гимназии Ярославля
Источники, которые будут использованы в этой главе подлинные. Это фотодокументы из архива музея-заповедника г. Ярославля. Подробнее хочется остановиться на воспоминаниях Валерии Глебовны Козловой, которые хранятся в архиве библиотеки краеведческого музея «Наше наследие». Валерия Глебовна была стар ...

Болонский процесс
19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию, главной целью которой провозглашалось построение до 2010 года общеевропейского пространства высшего образования. 19 мая 2005 года в норвежском городе Берген представители Министерства образования и науки У ...

Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах
В своей работе по изучению эпических произведений малой формы мы обращаемся к одному из ярких деятелей современной литературы, писателю с мировым именем, последнему классику современности, как называют его критики – В.П. Астафьеву. Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5- ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru