Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 10

Ученик: Ощущается приподнятое настроение стихотворения, радостный настрой поэта.

Учитель: Возникли ли у вас какие-то визуальные, аудиальные и другие ощущения? Какими строчками они были вызваны?

Ученик: Я увидел широкую картину русской природы: «не видать конца и края». В ней преобладают цвета синий («только синь сосет глаза») и зеленый («на приволь зеленых лех»).

Учитель: Верно. Известный есениновед Юрий Прокушев, например, отмечал, что такой образ как синь, которая «сосет глаза» действительно точно описывает небо над рязанскими просторами.

Ученик: В стихотворении поэт передает много звуков: «звонно чахнут тополя», «гудит…веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Все эти характеристики придают картинам природы и крестьянской жизни некое приподнятое настроение, праздничность. Более того, поэт вводит в стихотворение вкусовые, обонятельные образы: «пахнет яблоком и медом».

Учитель: Какой вывод мы можем сделать на основе сделанных нами наблюдений? О чем они свидетельствуют?

Ученик: Звук, запах и цвет помогают поэту создать в стихотворении наиболее полный, объемный образ природы.

Учитель: Хорошо. А как вы думаете, для чего поэту необходимо создать такой полный образ? Напомню, это стихотворение написано в 1914 году, является ярким образцом ранней лирики Есенина и входит в его первый сборник «Радуница».

Ученик: Из сегодняшней лекции мы узнали, что в «Радунице» создается наиболее полная картина крестьянской жизни: как реальной, так и поэтизированной. В этом стихотворении поэт так же стремится создать образ деревни – в нескольких деталях.

Учитель: Как вы думаете, в данном стихотворении образ деревни сильно поэтизируется? И если да, то почему?

Ученик: Да, потому что в стихотворении не отражены картины крестьянского труда, тяжести жизни, трагедий, которые случаются в жизни крестьян.

Учитель: А для чего в данном стихотворении используются диалектизмы: «хаты», «корогод», «Побегу по мятой стежке / На приволь зеленых лех»? Разве это не относится к реальной деревенской жизни?

Ученик: Диалектизмы, конечно, взяты из реальной жизни, но в данном стихотворению они так же служат поэтизации деревни в частности и Руси в целом, они придают стихотворению необходимый колорит. В стихотворении то место, которое описывает поэт, идеально.

Учитель: В «Радунице» важное значение имеет религиозная символика. Как это находит отражение в данном стихотворении? Какое это имеет значение для его понимания в целом?

Ученик: Бытовые реалии приобретают более возвышенный оттенок. Так, хаты – это «в ризах образа», лирический герой – «захожий богомолец», «Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас». Картины родной природы для лирического героя ничуть не хуже, чем тот «рай», который предлагает ему «рать святая». Религиозные определения связанные с бытовыми реалиями свидетельствую о том, что Русь для лирического героя – это земной рай.

Учитель: Итак, сделаем выводы. В данном стихотворении Есенина Русь представляется поэтом как рай на земле, о чем свидетельствует его глубокая образность и использование религиозной лексики.

Учитель: Спасибо. Да, действительно, в ранней лирике Есенина образ России именно таков: это рай на земле, это прекрасная природа, яркий пейзаж, наполненный внутренней «сакральностью». Хотя уже в «Радунице» намечается тенденция к изображению реальности. Так, выслушаем сообщение о изображении родины в цикле 1915 года «Русь».

Ученик: Цикл «Русь» был написан в 1915 году. В нем поэт изображает Родину многогранной: это и мифологическое пространство, отчасти напоминающее блоковское («Запугала нас сила нечистая, что ни прорубь – везде колдуны» – «Там ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях» это и Россия «странной любви» Лермонтова («Но люблю тебя, родина кроткая! а за что – разгадать не могу» – «Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье…», «Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров» – «и в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»). Есенин описывает Русь, используя характерные для его ранней лирики элементы религиозного, ритуального: «лампадки небес», «В роще чудились запахи ладана». Однако основную тональность данного стихотворения можно охарактеризовать как тревожную, потому что поэт ведет рассказ о Родине, о деревне в годы военных невзгод. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды ощутима уже в первом стихотворении цикла («Потонула деревня в ухабинах») к третьему достигает своего апогея: «Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну Загыгыкали бабы слободские, плач прорезал кругом тишину». Поэт разворачивает грустные картины деревенской жизни во время войны, всем сердцем сопереживает народу. В последнем стихотворении цикла поэт как бы соединяет реальность и идеальную Россию, он характеризует русский народ как склонный верить в лучшее («Я хочу верить в лучшее с бабами / Тепля свечку вечерней звезды»). Война хоть и воспринимается как трагедия, но она представляется «бабам», «пахарям»-ополченцам чем-то временным, им мерещится «над лугами веселый покос». Таким образом, русский народ в данном стихотворении - это сильный народ-оптимист, а Русь – как «родина кроткая», которой не страшны невзгоды, потому что ее народ имеет силы их преодолеть.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другие статьи:

Специфические категории специальной педагогики
Специальные категории специальной педагогики: воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Конечная цель - достижение развивающейся л ...

Экспериментальное исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков в двух параллельных классах после внедрения методики
При оценка уровня сформированности социально-бытовых навыков экспериментальной и контрольной групп нами было выделено три уровня социально-бытовых навыков: 1.Достаточный уровень; 2.Приближенный к достаточному уровень; 3.Недостаточный уровень. Сравнительные данные о распределения учащихся по группам ...

Аутентичность текста и его восприятия
Центральной проблемой является аутентичность текста как важнейшего звена учебного процесса В пользу применения аутентичных, неадаптированных текстов, предназначенных для носителей языка, свидетельствуют следующие аргументы. 1. Использование искусственных, упрощенных текстов может впоследствии затру ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru