Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 5

Наибольшее психолого-педагогическое влияние на учащихся в любых формах общения оказывает аргументация. Она позволяет обеим сторонам сформировать предварительное мнение, занять определенную позицию по изучаемой теме. С помощью аргументации можно полностью или частично изменить позицию и мнение учащихся, критически рассмотреть их контраргументы и сомнения.

На ситуацию в процессе педагогического общения влияют окружение, любые объекты, попадающие в зону внимания учащихся, прежде всего оформление и оборудование учебного класса, размещение учащихся в помещении. Так, устоявшаяся традиция располагаться напротив преподавателя за столом при определенных обстоятельствах может настраивать не только на повышенное внимание к преподавателю, но и производить обратный эффект – видеть в преподавателе противоположную сторону, противника. Размещение должно быть продумано так, чтобы все располагало к сотрудничеству.

В педагогическом общении следует уделять внимание важнейшим правилам организации встреч и бесед. Так, излишняя легкая доступность преподавателя для учащихся не способствует созданию нормальной обстановки и часто приводит к панибратству. Одновременно его излишняя недоступность также нежелательна, так как приводит к потере общения.

Правила педагогического общения рекомендует оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение. Недопустимо, чтобы все это оказывало отрицательное влияние на атмосферу общения. Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с учащимися.

Большое значение для общения имеет внешний вид преподавателя, умение вести себя в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно и достойно.

Основной проблемой педагогического общения является то, что учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя или выполняют его не на должном уровне.

Педагогическиеуказания по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Правда, для учащихся, в принципе, любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, поскольку учащийся с большим желанием выполняет задание.

Когда учащийся выполняет указание без желания или, тем более, вопреки желанию, итог бывает плохим, и уж во всяком случае, не отличным. Для педагога, ответственно относящегося к своей работе, небезразлично, каким будет, качество выполнения его распоряжений и почему учащийся так выполнил задание: не хотел портить с преподавателем отношения, или чтобы избежать неприятностей, или сам считал, что так надо.

Следовательно, отдавая педагогические указания, важно руководствоваться правилом: "желание – залог успеха". Добиться того, чтобы у учащихся появилось такое желание, чтобы они проявляли инициативу, творчески подошли к проблеме, т.е. чтобы исполнение было не удовлетворительным, а отличным, возможно, если познать его мотивы.

Анализируя проблему мотивации учащегося при выполнении им педагогического указания, важно иметь в виду, каким мотивом руководствовался учащийся, на сколько этот мотив им осознавался. Необходимо учитывать также силу его мотива. Желание может быть слабым, и это отразиться на качестве исполнения, или же достаточно сильным, чтобы выполнить распоряжение "на отлично".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Анализ урока спецтехнологии
урок куратор технология производственный Специальность: штукатур, облицовщик-плиточник Проводил: Щука В. С. Тема урока: Рубка металла Цель урока: v Обучающая: формирование понятий у учащихся о технологии рубки металла v Развивающая: формирование и развитие творческого мышления и внимания. v ...

Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна ...

Диалоги и металогические принципы в реализации инклюзивного образования
Состояние современной цивилизации порождает множество проблем для человека. Социологи отмечают актуальность проблемы утраты доверия людей к социальным институтам, их дегуманизацию. Основанные на сформировавшемся мышлении прошлого столетия попытки проанализировать происходящие в мире процессы, найт ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru