Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 5

Наибольшее психолого-педагогическое влияние на учащихся в любых формах общения оказывает аргументация. Она позволяет обеим сторонам сформировать предварительное мнение, занять определенную позицию по изучаемой теме. С помощью аргументации можно полностью или частично изменить позицию и мнение учащихся, критически рассмотреть их контраргументы и сомнения.

На ситуацию в процессе педагогического общения влияют окружение, любые объекты, попадающие в зону внимания учащихся, прежде всего оформление и оборудование учебного класса, размещение учащихся в помещении. Так, устоявшаяся традиция располагаться напротив преподавателя за столом при определенных обстоятельствах может настраивать не только на повышенное внимание к преподавателю, но и производить обратный эффект – видеть в преподавателе противоположную сторону, противника. Размещение должно быть продумано так, чтобы все располагало к сотрудничеству.

В педагогическом общении следует уделять внимание важнейшим правилам организации встреч и бесед. Так, излишняя легкая доступность преподавателя для учащихся не способствует созданию нормальной обстановки и часто приводит к панибратству. Одновременно его излишняя недоступность также нежелательна, так как приводит к потере общения.

Правила педагогического общения рекомендует оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение. Недопустимо, чтобы все это оказывало отрицательное влияние на атмосферу общения. Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с учащимися.

Большое значение для общения имеет внешний вид преподавателя, умение вести себя в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно и достойно.

Основной проблемой педагогического общения является то, что учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя или выполняют его не на должном уровне.

Педагогическиеуказания по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Правда, для учащихся, в принципе, любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, поскольку учащийся с большим желанием выполняет задание.

Когда учащийся выполняет указание без желания или, тем более, вопреки желанию, итог бывает плохим, и уж во всяком случае, не отличным. Для педагога, ответственно относящегося к своей работе, небезразлично, каким будет, качество выполнения его распоряжений и почему учащийся так выполнил задание: не хотел портить с преподавателем отношения, или чтобы избежать неприятностей, или сам считал, что так надо.

Следовательно, отдавая педагогические указания, важно руководствоваться правилом: "желание – залог успеха". Добиться того, чтобы у учащихся появилось такое желание, чтобы они проявляли инициативу, творчески подошли к проблеме, т.е. чтобы исполнение было не удовлетворительным, а отличным, возможно, если познать его мотивы.

Анализируя проблему мотивации учащегося при выполнении им педагогического указания, важно иметь в виду, каким мотивом руководствовался учащийся, на сколько этот мотив им осознавался. Необходимо учитывать также силу его мотива. Желание может быть слабым, и это отразиться на качестве исполнения, или же достаточно сильным, чтобы выполнить распоряжение "на отлично".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Общая характеристика форм построения занятий
Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть свя ...

Понятие иллюстрации
Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живопис ...

Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе. В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение. Коллективное обучение – это только такое обучение, при котор ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru