Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 2

Воспитательная система терпит провал, когда между индивидуальным опытом и сознанием, с одной стороны, и передовыми формами общественного сознания и поведения – с другой, возникают противоречия, побуждающие индивида к нарушению требований общества. С этой точки зрения, все методы можно поделить на методы организации жизни, повседневной деятельности ученика и методы передачи общественного опыта.

Второй уровень, поглощаемый первым, но более подробно раскрывающий дальнейшее деление методов, - организационно-содержательный. На этом уровне можно конкретно рассматривать методы организации детского коллектива, методы идейно-нравственного просвещения и методы стимулирования и коррекции поведения учащихся.

Третий уровень, подразделяет методы воздействия с учетом возрастных особенностей учащихся, определяет доменантность их для того или иного возрастного периода. Эту классификацию можно представит в общей схеме:

Методы педагогической организации личностно-коллективного опыта и практической деятельности, опосредованно воздействующие на сознание:

Единые требования.

Самоуправление.

Соревнование.

Самообслуживание.

Игра.

Перспектива.

Функции: формирование направленности отношений, мотивов и способов привычного поведения, активизация деятельности, стимулирование, торможение.

Результат: активная жизненная позиция, единство слова и дела, привычное нравственное сознание и поведение, самостимулирование и самоограничение.

Возрастной аспект: для младшего возраста доминантным методом является игра, для среднего – самообслуживание и соревнование, для старшего – самоуправление и перспектива.

Методы передачи общественного опыта, непосредственного воздействия на сознание:

Убеждение и его формы:

Политинформация.

Этические и другие беседы.

Конференции, семинары, диспуты.

Увещевание.

Внушение.

Функции: ознакомление с общественным опытом, развитие нравственного сознания, мышления, чувств и воли, стимулирование нравственных стремлений.

Результат: стремление к единству нравственного сознания и поведения.

Возрастной аспект: доминанты для старшего подросткового и юношеского возраста.

Методы стимулирования и коррекции поведения:

Разъяснение.

Пример.

Требование.

Наказание.

Поощрение.

Функции: регулирование сознания и поведения, достижение взаимопонимания, стимулирование и торможение, помощь в самообладании и самоопределении.

Результат: нравственное развитие, целеустремленность, организованность, дисциплинированность, воля.

Возрастной аспект: доминанты для младшего возраста – пример, среднего – разъяснение и требование, старшего – поощрение и наказание.

Большое значение для повышения эффективности педагогического воздействия, состоит в том, что каждый возрастной период жизни ребенка образно-эмоциональное отношение к жизни и его осмысление существуют и проявляются в особой, свойственной особенностью только для этого периода форме. Не случайно в психологии, в соответствии с особенностями периодов возрастного психического развития вычленяют для каждого из них ведущий тип деятельности. Естественно, что специфике возрастного развития должны соответствовать определенные формы и методы организации детской жизни, методы воздействия на ребенка.

Для младшего школьного возраста таким ведущим методом воспитания, способом воздействия является пример. Сила воздействия примера на младших школьников основана на способности детей к подражанию. Не имея достаточных знаний, убеждений и жизненного опыта, дети очень внимательно присматриваются к поведению окружающих людей. Эта склонность была замечена педагогами давно. Еще Я. А. Коменский отмечал, что маленькие дети учатся раньше подражать, чем познавать. Сила воздействия примера заключается и в том, что окружающие не навязывают детям своих взглядов, поступков, дети сами замечают их, они привлекают их внимание и принимаются ими в качестве образца поведения. При этом не следует забывать, что дети не всегда правильно понимают поведение окружающих людей и часто принимают развязность и недисциплинированность за смелость, упрямство за настойчивость, удаль за храбрость. Поэтому важно уже с первых лет обучения вести работу по формированию нравственных идеалов учащихся. Большое влияние оказывает на детей пример учителя и родителей. Они должны всегда помнить об этом и быть требовательными к самим себе. Анализ воспитательной практики показывает, что идеалы, стремления детей изменяются в зависимости от характера деятельности, которой занят коллектив. Поэтому деятельность, наполненная благородным, общественно значимым содержанием, оказывает на детей огромное воспитательное влияние. Таким образом, воспитательное воздействие примера связано не только с тем, что учащиеся наблюдают в жизни, изучают, но и с организацией их разнообразной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Речь учителя как средство организации внимания
Существенное значение в воспитании внимания школьников имеют литературно-педагогические достоинств речи учителя. Соответствие мысли и слова, точность ясность и доступность словесного выражения мысли облегчают процесс усвоения знаний учениками и способствуют поддержанию их внимания на предмете урок ...

Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
Уважаемый Антон Семенович! Сейчас в 21 веке одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является ваша педагогическая система. Ваши идеи долгое время не признавались официальной педаго ...

Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств
Общие методы решения уравнений В методической литературе принято все методы, на которых основана школьная линия уравнений и неравенств с 7 по 11 классы, делить на три группы: метод разложения на множители; метод введения новых переменных; функционально-графический метод. В данной работе мы ра ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru