Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 2

Воспитательная система терпит провал, когда между индивидуальным опытом и сознанием, с одной стороны, и передовыми формами общественного сознания и поведения – с другой, возникают противоречия, побуждающие индивида к нарушению требований общества. С этой точки зрения, все методы можно поделить на методы организации жизни, повседневной деятельности ученика и методы передачи общественного опыта.

Второй уровень, поглощаемый первым, но более подробно раскрывающий дальнейшее деление методов, - организационно-содержательный. На этом уровне можно конкретно рассматривать методы организации детского коллектива, методы идейно-нравственного просвещения и методы стимулирования и коррекции поведения учащихся.

Третий уровень, подразделяет методы воздействия с учетом возрастных особенностей учащихся, определяет доменантность их для того или иного возрастного периода. Эту классификацию можно представит в общей схеме:

Методы педагогической организации личностно-коллективного опыта и практической деятельности, опосредованно воздействующие на сознание:

Единые требования.

Самоуправление.

Соревнование.

Самообслуживание.

Игра.

Перспектива.

Функции: формирование направленности отношений, мотивов и способов привычного поведения, активизация деятельности, стимулирование, торможение.

Результат: активная жизненная позиция, единство слова и дела, привычное нравственное сознание и поведение, самостимулирование и самоограничение.

Возрастной аспект: для младшего возраста доминантным методом является игра, для среднего – самообслуживание и соревнование, для старшего – самоуправление и перспектива.

Методы передачи общественного опыта, непосредственного воздействия на сознание:

Убеждение и его формы:

Политинформация.

Этические и другие беседы.

Конференции, семинары, диспуты.

Увещевание.

Внушение.

Функции: ознакомление с общественным опытом, развитие нравственного сознания, мышления, чувств и воли, стимулирование нравственных стремлений.

Результат: стремление к единству нравственного сознания и поведения.

Возрастной аспект: доминанты для старшего подросткового и юношеского возраста.

Методы стимулирования и коррекции поведения:

Разъяснение.

Пример.

Требование.

Наказание.

Поощрение.

Функции: регулирование сознания и поведения, достижение взаимопонимания, стимулирование и торможение, помощь в самообладании и самоопределении.

Результат: нравственное развитие, целеустремленность, организованность, дисциплинированность, воля.

Возрастной аспект: доминанты для младшего возраста – пример, среднего – разъяснение и требование, старшего – поощрение и наказание.

Большое значение для повышения эффективности педагогического воздействия, состоит в том, что каждый возрастной период жизни ребенка образно-эмоциональное отношение к жизни и его осмысление существуют и проявляются в особой, свойственной особенностью только для этого периода форме. Не случайно в психологии, в соответствии с особенностями периодов возрастного психического развития вычленяют для каждого из них ведущий тип деятельности. Естественно, что специфике возрастного развития должны соответствовать определенные формы и методы организации детской жизни, методы воздействия на ребенка.

Для младшего школьного возраста таким ведущим методом воспитания, способом воздействия является пример. Сила воздействия примера на младших школьников основана на способности детей к подражанию. Не имея достаточных знаний, убеждений и жизненного опыта, дети очень внимательно присматриваются к поведению окружающих людей. Эта склонность была замечена педагогами давно. Еще Я. А. Коменский отмечал, что маленькие дети учатся раньше подражать, чем познавать. Сила воздействия примера заключается и в том, что окружающие не навязывают детям своих взглядов, поступков, дети сами замечают их, они привлекают их внимание и принимаются ими в качестве образца поведения. При этом не следует забывать, что дети не всегда правильно понимают поведение окружающих людей и часто принимают развязность и недисциплинированность за смелость, упрямство за настойчивость, удаль за храбрость. Поэтому важно уже с первых лет обучения вести работу по формированию нравственных идеалов учащихся. Большое влияние оказывает на детей пример учителя и родителей. Они должны всегда помнить об этом и быть требовательными к самим себе. Анализ воспитательной практики показывает, что идеалы, стремления детей изменяются в зависимости от характера деятельности, которой занят коллектив. Поэтому деятельность, наполненная благородным, общественно значимым содержанием, оказывает на детей огромное воспитательное влияние. Таким образом, воспитательное воздействие примера связано не только с тем, что учащиеся наблюдают в жизни, изучают, но и с организацией их разнообразной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных техник рисования
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и ...

Создание государственной системы ранней помощи в России
Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жит ...

Сравнительный анализ геометрического материала, содержащегося в учебниках
Все учебники и по содержанию, и по стилю выстроены так, чтобы обеспечить школьникам достаточно мягкий и безболезненный переход к систематическому изучению в 7 классе курса геометрии. Содержание учебников полностью отвечает требованиям стандарта математического образования 2004 года и опирается на т ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru