Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 1

Для того чтобы осуществлять многогранную задачу воспитания, вовлекать детей в целесообразную деятельность и систему отношений, необходим богатый арсенал средств и методов педагогического воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников, просветить их сознание.

Цель воспитания, состоит в том, чтобы, используя самые совершенные методы, вовлекать учащихся в активную трудовую деятельность, социальную и духовную деятельность, формировать в учениках высокие идейные и нравственные качества.

Учитель, осуществляя руководство детским коллективом, выступает как носитель самых передовых общественных идеалов, способствует налаживанию нормальных взаимоотношений детей, особенно в начальный период его организации.

Методы педагогического воздействия — это способы воздействия учителей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни. Методы зависят от цели и содержания воспитания. Методы воспитания направлены на формирование и совершенствование личности. Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации.

Используя методы воспитательного воздействия, педагог постепенно превращает их в содержательные формы своих отношений с воспитанниками, в организованную систему отношений между собой. Детский коллектив из объекта воспитательных воздействий по логике развития педагогического процесса должен превратиться в субъект воспитания, воспитательных отношений. Он должен воспитывать содержанием и строем своей жизни, стилем отношений, в которых господствует требовательно-уважительный, мажорно-доверительный тон. Однако коллектив становится субъектом воспитания лишь в том случае, когда методы воспитания усваиваются им как способы его собственной деятельности, как каркас и форма воспитательных отношений, когда содержание жизни реализуется в четких педагогических формах.

Логика педагогического развития, любого учебно-воспитательного учреждения состоит в органическом соединении двух коллективов – педагогического и ученического, превращении их в единый организм, тесно связанный с окружающей жизнью.

Такова схема развития методики современного воспитания, ее участие в преобразовании жизни.

Развитие методов и достижение полного взаимодействия между педагогами и детьми происходит лишь при условии ведущей, направляющей, организующей, корректирующей роли педагога-воспитателя.

Конечная цель применения методов воспитания в том, чтобы, превращая их в реальные формы и способы педагогически целесообразного взаимодействия и деятельности детей, формировать у них на этой основе качества нравственной личности. Внутренний, глубинный механизм такого превращения состоит, как правило, в воздействии на сознание и поведение учащихся.

Можно выделить следующие основные функции методов педагогического воздействия:

1. функция организации и развития воспитательного коллектива и его деятельности;

2. функции управления поведением, формированием и развитием детской личности;

3. функция непосредственной коррекции сознания и поведения ребенка.

Функции организации детского коллектива, управления поведением и развитием юной личности, решающие сложные и длительные задачи, могут быть определены как стратегические. Функция же коррекции сознания и поведения, связанная с решением ситуационных задач регулирования отношений, является тактической. Используя методы, направленные на выполнение стратегических задач, попутно можно и нужно решать тактические вопросы. Говоря об общей проблеме классификации методов, есть смысл ввести несколько условно различаемых уровня. Первый уровень обусловлен самыми общими механизмами освоения ребенком внешних воздействий. Дети усваивают общественные идеи, нормы, требования путем расширения личного опыта, обогащения индивидуального сознания. Успех любой системы воспитания становится обеспеченным тогда, когда достигается единство индивидуального сознания с общественным, индивидуальных форм поведения с общепринятыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Взаимосвязь социальных и познавательных мотивов в формировании интереса к иностранному языку у пятиклассников
Целью работы было изучение факторов, влияющих на формирование интереса к предмету иностранный язык, и анализ уровня мотивации у контрольных классов. Исследование проводилось в пятом классе средней школы в период педагогической практики. Для получения более объективных результатов было проведено и ...

Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований .Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Т ...

Методическая подготовка учителя в педвузе
Понятие "профессиональная подготовка" включает в себя " .совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности .". Очевидно, что, если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru