Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 4

Немаловажное значение в учебно-воспитательной деятельности имеют методы поощрения и наказания.

Поощрение – способ выражения общественно положительной оценки поведения и деятельности. Наиболее распространенными являются: похвала, благодарность, различные виды наград. В поощрении нуждаются дети несмелые, неуверенные. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе не только оценку результата, но и мотив. Лучше коллективное поощрение.

Наказание – осуждение действий и поступков, противоречащих нормам обществ поведения. Наказание корректирует поведение. Например: "Выталкивание из общих рядов" - Макаренко. Не должно причинять ребенку физического или морального страдания. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчуждения. Наказание не имеет смысла, если наказуемый учащийся не понимает того, что нарушил требования коллектива. Наказание должно воспитывать – оно должно сопровождаться и другими мерами воздействия: разъяснением. Наказание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ученика, необходимо считаться и с обстановкой в коллективе. Средства: замечание, предложение встать у парты, выговор. Надо избегать коллективных наказаний.

Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности детей. Важным моментом в воспитании необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям. Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в ученическом коллективе. Большое значение занимает и контроль со стороны старших (учителя, родителей). Очень важно, чтобы этот контроль был регулярным, систематическим, тщательным, тогда он приведет к формированию привычных норм поведения.

Что касается власти и подчинения в современной школе, то их рассмотрение переходит на уровень деловых отношений ответственной зависимости. При этом педагог понимает, что основой его власти является ответственность за воспитание детей, как перед обществом, так и перед самим собой, строящаяся на его авторитете и тонком умении общаться с воспитанниками, вести их за собой. Говоря о хорошем педагоге, что он любит детей, а дети – его, то речь идет как раз об авторитете. Смысл использования авторитета сказывается, не в том, чтобы добиваться от детей повиновения, не в осуществлении самого факта власти, а в том, чтобы понять их. Уметь выразить их стремления, проявить расторопность, дисциплинированность и организованность, чтобы оказаться "властителем дум" и, увлекая за собой, управлять поведением и деятельность воспитанников. Проявление педагогом чуткости, понимания внутреннего мира своих воспитанников ведет к взаимопониманию и разнообразным тончайшим формам общения. Ни при каких обстоятельствах в процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчеркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, ибо это ранит их самолюбие и снижает эффект будущих форм общения. Систему профессионально-педагогического общения можно выразить схематически следующим образом

Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат. Прежде всего, необходимо заинтересовать учащегося своим взглядом на предмет воспитания. Надо так повести разговор, чтобы учащиеся сами высказали то, что хотелось бы услышать другой стороне. Для этого рекомендуется встать на их точку зрения и попытаться увидеть вещи под их углом зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Арифметическое дополнение. Замена сложения вычитанием и вычитания сложением
а) Арифметическим дополнением числа называется число, которое нужно прибавить к данному числу, чтобы получить единицу непосредственно высшего разряда. Дополнением числа 9247 будет число, которое надо прибавить к 9247, чтобы получить 10000. Поэтому, чтобы найти дополнение какого-либо числа, надо выч ...

Педагогическая теория Коменского. Структура и содержание «Великой дидактики»
Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогическо ...

Разработка и реализация программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Гармония »
лагерь пришкольный детский Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитие духовного и физического здоровья, что дает основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личнос ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru