Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 9

Использование приема "зеркало отношений" важно также при вынесении замечаний и порицаний учащимся. Обусловлено это тем, что наказание будет только тогда эффективным, когда провинившийся внутренне почувствует свою вину, когда он не только поймет, но и внутренне согласится с преподавателем, что его поступок действительно недопустимый, а также внутренне примет ту меру наказания, которую ему объявили. Иначе говоря, целью наказания является то, чтобы провинившийся учащийся принял позицию преподавателя и по данному поступку, и по выбранной мере наказания. Принять вину означает согласиться с источником наказания. Но легко ли можно согласиться с педагогом, у которого на лице написано, что он презирает учащегося, и каждой своей черточкой показывает свое негативное отношение к нему как к человеку, как к личности, а не к поступку, который совершила данная личность.

Поскольку педагог действительно стремится к тому, чтобы провинившийся учащийся принял его точку зрения, пусть учащийся об этом не только услышит, но и "прочтет", увидев на лице руководителя соответствующую сопереживательную улыбку. Ведь в действительности преподаватель не против провинившегося ученика, а за него.

Отсюда вывод: педагог не имеет права отталкивать людей от себя. Выражение лица должно работать на цель – привлекать учащегося к своим словам, к своим позициям, к своим идеям, привлекать на свою сторону, привлекать к себе.

Психологический прием "терпеливый слушатель". Способность выслушать и понять учащегося в ходе педагогического общения, значит удовлетворить его потребность и вызвать у него положительные эмоции, расположить к себе. "Если вы хотите склонить кого-то к вашей точке зрения, соблюдайте правило: пусть большую часть времени говорит ваш собеседник", - утверждал Д. Карнеги.

Психологический прием "личная жизнь". У каждого педагога, учащегося, как и всякого человека, вообще, наряду с интересами обучения есть и личные интересы, увлечения, есть личная жизнь. Это может быть увлечение коллекционированием, искусством, спортом, чтением, тяга к обсуждению каких-либо проблем. Если с учащимся повести разговор в русле его личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, которая сопровождается положительными эмоциями.

"Неприкрашенная истина состоит в том, что почти каждый встречающийся вам человек считает себя в каком-то отношении выше вас, и вы найдете верный путь к его сердцу, если ненавязчиво дадите ему понять, что признаете ту важную роль, которую он играет в своем маленьком мире, и признаете это искренне", замечал по этому поводу Д.Карнеги.

Проявление интереса к тому, что представляет самое важное в личной жизни – это знак внимания к учащемуся и его самоутверждении. Удовлетворение какой-либо потребности вызывает образование положительных эмоций, расположенность к их источнику. Фактически же положительный источник эмоций вызывает возникающую или усиливающуюся аттракцию по указанной ниже последовательности.

Психологический прием "золотые слова" (комплименты) основан на использовании психологического феномена внушения. Так, если человек много раз услышал, что у него золотые руки, "удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "общаясь с вами, можно многому у вас научиться", он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты. "Давайте хвалить даже за малейшую удачу. Это вдохновляет людей на дальнейшие успехи", рекомендовал Д.Карнеги.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие статьи:

Гипотеза исследования
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ...

Общее учение о косноязычие Хватцева М.Е
Отечественный дефектолог и сурдопедагог. В основном работал в области обучения глухих детей произношению. Особое значение для теории и практики логопедии представляет развитие термина «косноязычие». Под «косноязычием» он понимал разнообразные фонетические недостатки речи при относительной словарно ...

Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности. Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru