Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 9

Использование приема "зеркало отношений" важно также при вынесении замечаний и порицаний учащимся. Обусловлено это тем, что наказание будет только тогда эффективным, когда провинившийся внутренне почувствует свою вину, когда он не только поймет, но и внутренне согласится с преподавателем, что его поступок действительно недопустимый, а также внутренне примет ту меру наказания, которую ему объявили. Иначе говоря, целью наказания является то, чтобы провинившийся учащийся принял позицию преподавателя и по данному поступку, и по выбранной мере наказания. Принять вину означает согласиться с источником наказания. Но легко ли можно согласиться с педагогом, у которого на лице написано, что он презирает учащегося, и каждой своей черточкой показывает свое негативное отношение к нему как к человеку, как к личности, а не к поступку, который совершила данная личность.

Поскольку педагог действительно стремится к тому, чтобы провинившийся учащийся принял его точку зрения, пусть учащийся об этом не только услышит, но и "прочтет", увидев на лице руководителя соответствующую сопереживательную улыбку. Ведь в действительности преподаватель не против провинившегося ученика, а за него.

Отсюда вывод: педагог не имеет права отталкивать людей от себя. Выражение лица должно работать на цель – привлекать учащегося к своим словам, к своим позициям, к своим идеям, привлекать на свою сторону, привлекать к себе.

Психологический прием "терпеливый слушатель". Способность выслушать и понять учащегося в ходе педагогического общения, значит удовлетворить его потребность и вызвать у него положительные эмоции, расположить к себе. "Если вы хотите склонить кого-то к вашей точке зрения, соблюдайте правило: пусть большую часть времени говорит ваш собеседник", - утверждал Д. Карнеги.

Психологический прием "личная жизнь". У каждого педагога, учащегося, как и всякого человека, вообще, наряду с интересами обучения есть и личные интересы, увлечения, есть личная жизнь. Это может быть увлечение коллекционированием, искусством, спортом, чтением, тяга к обсуждению каких-либо проблем. Если с учащимся повести разговор в русле его личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, которая сопровождается положительными эмоциями.

"Неприкрашенная истина состоит в том, что почти каждый встречающийся вам человек считает себя в каком-то отношении выше вас, и вы найдете верный путь к его сердцу, если ненавязчиво дадите ему понять, что признаете ту важную роль, которую он играет в своем маленьком мире, и признаете это искренне", замечал по этому поводу Д.Карнеги.

Проявление интереса к тому, что представляет самое важное в личной жизни – это знак внимания к учащемуся и его самоутверждении. Удовлетворение какой-либо потребности вызывает образование положительных эмоций, расположенность к их источнику. Фактически же положительный источник эмоций вызывает возникающую или усиливающуюся аттракцию по указанной ниже последовательности.

Психологический прием "золотые слова" (комплименты) основан на использовании психологического феномена внушения. Так, если человек много раз услышал, что у него золотые руки, "удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "общаясь с вами, можно многому у вас научиться", он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты. "Давайте хвалить даже за малейшую удачу. Это вдохновляет людей на дальнейшие успехи", рекомендовал Д.Карнеги.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие статьи:

Психологические основы
При разработке уроков следует обратить внимание на основные психические процессы человека, потому, как и общедидактические принципы обучения, и основные методы обучения основываются на психических процессах человека. Различают следующие психические процессы: - ощущение; - восприятие; - внимани ...

Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся
Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уроках обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. Рассмотрим возможности реализации задач развития речи на уроках р ...

Специфика использования дидактической игры как метода обучения, формы обучения
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуа ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru