Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 7

Дело в том, что когда преподаватель отдает указание, рекомендует, то эта распорядительная информация воспринимается учащимися не абстрактно. В любом сообщении, которое адресуется партнеру по общению, имеется содержательная информация (это то, что сообщается) и персонифицированная (информация о самом авторе, включающаяся в сообщение всегда помимо его воли).

Эти две "части" сообщения могут приниматься тем, к кому обращено сообщение, либо вместе, либо раздельно. Бывает и так, что очень доброжелательный преподаватель, к которому учащиеся относятся с глубоким уважением и который для них весьма авторитетен, дает настолько неубедительные рекомендации, что учащиеся не могут их принять. В этом случае персонифицированная информация – положительная, а содержательная – отрицательная.

Возможна и противоположная ситуация, когда разумную рекомендацию дает преподаватель, к которому у учащихся давно выраженное негативное отношение. Даже если он дает вполне приемлемые педагогические рекомендации, вполне возможно, что учащиеся и последуют рекомендации такого преподавателя, но при этом им придется преодолеть некий психологический барьер. Если же рекомендации окажутся не очень важными для учащихся, то, скорее всего, они не будут ими приняты к исполнению. В данном случае персонифицированная информация – отрицательная, а содержательная – положительная. В результате сообщение также не принято.

В ситуации, когда сообщение это указание, а его автор – это преподаватель, непринятие содержательной информации означает, что учащиеся не выполнили распоряжения (не согласились добровольно его выполнить) из-за неприятия своего преподавателя, из-за скрытой антипатии, т.е. межличностных отношений.

Очевидность данного положения подтверждается тем, что при равных условиях учащиеся легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Приемы формирования аттракции - привлечение, притяжение одного человека к другому в процессе педагогического общения основаны на индицировании учащемуся сигналов, которые им не осознаются, но которые имеют для него эмоциональное значение. С помощью этих приемов возможно – приблизить учащегося к себе, расположить, завоевать доверие, личную симпатию. Когда же возникает состояние достижения расположенности, учащийся легче принимает ту или иную позицию преподавателя со всеми вытекающими от этого благоприятными для дела последствиями.

Механизм достижения расположенности учащегося и эффективного общения представлен следующей схемой.

В качестве эмоционально положительных ценностей не осознанно могут быть использованы потребности человека. Важнейшие потребности человека положены в основу психолого-педагогических приемов достижения его расположенности – таких, как "имя собственное", "зеркало отношений", "терпеливый слушатель", "личная жизнь", "золотые слова".

Психологический механизм приема "имя собственное" как возникновение ощущения приятного (в подсознании), возникающего, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя, включает следующие составляющие:

Данное человеку имя сопровождает его от первых и до последних дней. Имя и человек неразделимы, а потому имя собственное служит эмоционально положительным фактором.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие статьи:

Особенности Я-концепции у детей дошкольного возраста
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, что в свою очередь формирует в нем чувство собстве ...

Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста ДОУ №121 города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст исследуемых детей 5-7 лет. Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, ...

Цели и содержание обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения ИЯ детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества, зафиксированный в различного рода государственных документах, например, в проекте Временного государственного образоват ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru