Психологический механизм приема "золотые слова" может быть представлен в таком виде:
Обращение к человеку с приятными словами, с небольшим преувеличением каких-то его положительных качеств.
Повышенное внимание к определенным способностям данной личности.
Внушение веры в эти способности и стремление полнее реализовать имеющийся потенциал.
"Заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании.
Образование положительных эмоций.
Расположение к источнику положительных эмоций.
Формирование аттракции.
Обращаясь к учащимся с "золотыми словами", необходимо рассмотреть, несколько правил на тему "как сделать комплимент комплиментом", не превращая его в банальность.
Правило 1: "Один смысл". Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека и не допускать двойного толкования. Например: "Слушая ваши ответы на мои вопросы, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!"
Правило 2: "Без гипербол". Отражаемое в комплименте положительное качество должно иметь не слишком большое преувеличение. Так об учащемся со средним уровнем интеллекта можно сказать: "Вы человек способный – если заставите себя выучить урок, то пятерка обеспечена".
Правило 3: "Без претензий". Учащийся вовсе не стремится к совершенствованию своих знаний. Более того, он считает, что не следует утруждать себя чрезмерными занятиями. В этом случае "золотые слова" должны быть обращены на мотивацию его будущего поведения, на перспективу. Например: " Вы можете значительно облегчить свою жизнь в будущем, если будете более старательны сегодня". То есть и здесь должен быть заложен позитивный, благожелательный потенциал
Правило 4: "Без приправ". Это правило касается не самого комплимента, а лишь добавлений, которые часто следуют за ним. Например: "Руки у тебя золотые. А вот язык твой – враг твой".
Психологический прием "золотые слова" вполне приемлем при проведении индивидуальных встреч с учащимися, их родителями, так как любой контакт с людьми не следует начинать с формирования у них отрицательных эмоций. Более убедительны здесь "приятные слова", содержащие некоторое преувеличение качеств отдельных людей и коллектива в целом. Главное, чтобы от слов педагога, манеры его общения у учащегося возникла легкая, добрая улыбка в ответ на его комплимент ("зеркало отношений") и легкую шутку.
Подготовка эмоционального фона с помощью применения приема "золотые слова" возможна также при обсуждении негативных поступков подчиненных и других формах педагогического общения: проведение уроков, общих собраний.
Применение предлагаемых психолого-педагогических приемов направлено на достижение стратегических целей. И хотя действие этих приемов проявляется в перспективе, результаты их влияния достаточно устойчивы. Располагать к себе учащихся – это профессиональная обязанность педагога, обусловленная как этикой общения, так и целями учебно-воспитательного процесса.
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил" - Г. Сент-Джон. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания. И направляет деятельность педагогов на формирование социально необходимого типа личности. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность, к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет производить большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественнополезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности
Содержание культуры личности субъекта той или иной деятельности правомерно рассматривать через ведущие ценности, воплощающие отношение профессионала к себе, другим людям и миру. Для каждой профессии они будут специфичны, но построение таких разнообразных картин, на наш взгляд, очень важно не тольк ...
Современная классификация ограниченных возможностей человека. Основания
этих классификаций
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категория:
· нарушения статодинамической функции (двигательной),
· нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
· пси ...
Использование аудирования при обучении иностранному языку в современной
общеобразовательной школе
В настоящее время наблюдается тенденция использования аудирования на начальном этапе обучения в школе, этим и ограничивается работа преподавателей по обучению аудированию. В основном для прослушивания младшим школьникам предлагаются песенки, скороговорки и стишки. Безусловно нельзя отрицать общеоб ...