Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 10

Психологический механизм приема "золотые слова" может быть представлен в таком виде:

Обращение к человеку с приятными словами, с небольшим преувеличением каких-то его положительных качеств.

Повышенное внимание к определенным способностям данной личности.

Внушение веры в эти способности и стремление полнее реализовать имеющийся потенциал.

"Заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании.

Образование положительных эмоций.

Расположение к источнику положительных эмоций.

Формирование аттракции.

Обращаясь к учащимся с "золотыми словами", необходимо рассмотреть, несколько правил на тему "как сделать комплимент комплиментом", не превращая его в банальность.

Правило 1: "Один смысл". Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека и не допускать двойного толкования. Например: "Слушая ваши ответы на мои вопросы, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!"

Правило 2: "Без гипербол". Отражаемое в комплименте положительное качество должно иметь не слишком большое преувеличение. Так об учащемся со средним уровнем интеллекта можно сказать: "Вы человек способный – если заставите себя выучить урок, то пятерка обеспечена".

Правило 3: "Без претензий". Учащийся вовсе не стремится к совершенствованию своих знаний. Более того, он считает, что не следует утруждать себя чрезмерными занятиями. В этом случае "золотые слова" должны быть обращены на мотивацию его будущего поведения, на перспективу. Например: " Вы можете значительно облегчить свою жизнь в будущем, если будете более старательны сегодня". То есть и здесь должен быть заложен позитивный, благожелательный потенциал

Правило 4: "Без приправ". Это правило касается не самого комплимента, а лишь добавлений, которые часто следуют за ним. Например: "Руки у тебя золотые. А вот язык твой – враг твой".

Психологический прием "золотые слова" вполне приемлем при проведении индивидуальных встреч с учащимися, их родителями, так как любой контакт с людьми не следует начинать с формирования у них отрицательных эмоций. Более убедительны здесь "приятные слова", содержащие некоторое преувеличение качеств отдельных людей и коллектива в целом. Главное, чтобы от слов педагога, манеры его общения у учащегося возникла легкая, добрая улыбка в ответ на его комплимент ("зеркало отношений") и легкую шутку.

Подготовка эмоционального фона с помощью применения приема "золотые слова" возможна также при обсуждении негативных поступков подчиненных и других формах педагогического общения: проведение уроков, общих собраний.

Применение предлагаемых психолого-педагогических приемов направлено на достижение стратегических целей. И хотя действие этих приемов проявляется в перспективе, результаты их влияния достаточно устойчивы. Располагать к себе учащихся – это профессиональная обязанность педагога, обусловленная как этикой общения, так и целями учебно-воспитательного процесса.

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил" - Г. Сент-Джон. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания. И направляет деятельность педагогов на формирование социально необходимого типа личности. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность, к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет производить большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественнополезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие статьи:

Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный уч ...

Идеи Яна Амоса Коменского
Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся н ...

Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа»
Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru