Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 3

Младший школьник, обладающий богатой фантазией, во всем ищет конкретно-образное поучение как образец для собственного поведения. В этих поисках ребенок постоянно сталкивается с эпизодическими или имеющими определенную завершенность образами деятельности и поведения. Самые сложные нравственные идеи и нормы, не всегда до конца осознанные, могут существовать и храниться в его памяти в виде заученных прописей, сентенций и заповедей. Но активно способствовать эмоциональному переживанию и вызывать сочувствие, быть средством стимулирования нравственного поведения и образования моральных привычек они могут, только выступая в виде живых и ярких образов.

Развертывающаяся перед живым воображением ребенка образная картина жизненных отношений и есть объективная основа использования примера как метода воспитания. Младший школьник, так или иначе, всегда учится на примерах. Но когда они с помощью педагога в его сознании дифференцируются, когда расставлены положительные и отрицательные, логические и эмоциональные акценты, когда с их помощью достигается воспитательная цель, тогда жизненные примеры преобразуются в метод педагогического воздействия. Являясь ведущим методом воздействия на детей младшего школьного возраста, пример не вытесняет других методов, а активно взаимодействует с ними. В процессе педагогического воздействия могут быть широко использованы и другие различные методы.

Важное место в воспитании занимают разнообразные упражнения. В учебной работе упражнения используются для формирования умений и навыков у учащихся. В некоторых случаях упражнения в воспитании выполняют ту же самую роль. Вместе с тем упражнения в воспитании отличаются от учебных тем, что многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в жизненных различных ситуациях незаметно для самих детей. Упражнения должны использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. Поэтому в использовании упражнения важно, чтобы дети испытывали внутреннее удовлетворение достигнутыми результатами в поведении и испытывали стремление к совершенствованию своей личности. Метод приучения предполагает определенную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил. Приучение особенно в начальной школе начинается с показа образца того пли иного поведения самим учителем, при помощи демонстрации картин, диафильмов, чтения яркого, образного рассказа. Важным моментом приучения необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям. Метод приучения может варьироваться в зависимости от возраста и условий воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Педагог может дать ребенку определенное поручение (дежурство по классу, наблюдение за чистотой), и в ходе его выполнения воспитанник овладевает необходимыми нормами поведения. Так обычно идет приучение младших школьников. Но иногда перед детьми открыто ставится задача научиться вести себя определенным образом, например, быть вежливым, предупредительным. В этом случае большое значение приобретает показ детям конкретного образа и умение вызвать у них стремление подражать ему.

Игра по замечанию А. С. Макаренко, для ребенка имеет "то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба". Чем меньше дети, тем большее значение в их деятельности занимает игра. В практике воспитательной работы используются настольные, подвижные игры, технические, литературно-театральные, аттракционы. Большое значение в жизни ребенка имеют ролевые игры. В ролевой игре дети воссоздают в доступной для себя форме те отношения, которые складываются между взрослыми. Взяв на себя определенную роль, ребенок выполняет необходимые правила, обязанности и усваивает эти правила, приобретает навыки и привычки поведения. Ролевая игра носит коллективный характер. В ходе игры между детьми складываются и постепенно закрепляются отношения, встречающиеся в коллективах взрослых. По мере роста ребенка наряду с ролевыми играми значение приобретают дидактические и подвижные игры. С началом обучения роль игры несколько отодвигается на второй план. Однако это не значит, что учение должно вытеснить игру целиком. В данном случае меняется характер игры, ее содержание, но ее роль в воспитании детей остается весьма значительной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности. Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совмес ...

Характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. Поступивший в школу ребенок ав ...

Игры, развивающие волевую регуляцию
«Говори по сигналу» Цель: регуляция речи, выработка самоконтроля. Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой во ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru