Когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности.
Внимание к личности – это утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что – он личность. И когда претензии личности удовлетворенна – это ее возвышает.
Если человек получает подтверждение, что он – личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
Чувство удовлетворения всегда достигается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.
Человек всегда стремиться к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.
Если некто вызывает у человека положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию (притяжение, привлечение).
Таков психологический механизм приема "имя собственное": звучание собственного имени – внимание к личности – утверждение личности – положительные эмоции – достижение расположенности. "Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке", - замечал Д.Карнеги. Педагог обязан уметь располагать к себе учащихся, в связи с этим ему уместно постоянно использовать рассмотренный выше психологический прием формирования аттракции с долговременными целями.
Прием "зеркало отношений", или "зеркало души", базируется на использовании жизненного опыта, свидетельствующего о том, что доброе и приятное лицо человека, легкая улыбка обладают способностью "притягивать" к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относиться с искренней симпатией. Обусловлено это тем, что люди редко осознано, преднамеренно регулируют "изображение" на своем лице. В народе говорят, что лицо – это "зеркало души", "зеркало отношений". Получается: что у человека там внутри, то часто и на лице.
Следовательно, то, что изображено на "зеркале отношений" людей, то чаще всего соответствует действительному их отношению к другим.
Составляющие механизма психологического приема "зеркало отношений" таковы:
Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются тем, к кому они относятся доброжелательно.
Если при общении с другими у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего, это сигнал: "Я рад вас видеть".
Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности. Приветливое отношение других повышает чувство защищенности, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека.
Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.
Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.
Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
Располагать к себе людей – коллег и учащихся – это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда. Следовательно, использовать приемы формирования аттракции – тоже профессиональная обязанность педагога. И, если доброе и приятное выражение, добрая и легкая улыбка, обращенная к партнеру, способствует появлению у него положительных эмоций, то формируется аттракция. "Итак, если вы хотите нравиться людям, соблюдайте правило: улыбайтесь!" - советовал Д.Карнеги.
Не следует, конечно, впадать в крайность: нет нужды улыбаться, рассказывая учащимся, например, излагая специальные вопросы профессионального обучения. Но, начиная занятие, обращаясь непосредственно к учащимся, важно не забывать, что они вольно или невольно читают по "зеркалу" педагога его отношение к себе. И в зависимости от "знака" этого отношения будут принимать излагаемый им материал легко или с сопротивлением. Если педагог рассеян или чем-то раздражен, это непременно отразится на изложении учебного материала и вызовет снижение внимания и заинтересованности обучаемых.
Фрагмент урока для 11-го класса по теме «Иррациональные уравнения»
Комментарии к уроку
Тип данного урока - введение нового материала. Его основная цель - ввести понятие иррациональных уравнений и развивать умение применять способы решения иррациональных уравнений. Урок разработан таким образом, что учащиеся, путем исследования, самостоятельно выводят алгоритм ре ...
Особенности восприятия геометрического материала
Долгие годы геометрия как учебный предмет в школе строилась на дедуктивной (аксиоматической) основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления.
Вместе с тем основной целью изучения геометрии признавалось и развитие пространственных представлений (вообра ...
Изучение дислалии, как формы речевого нарушения, в
работах Правдиной О.В
Отечественный дефектолог, большое значение уделяла развитию дислалии, т.е. именно она предприняла попытки к изменению термина «косноязычие» на термин «дислалия» – расстройство речи. Как я уже писала в предыдущей главе, Правдина О.В. вместо общепринятых трех форм дислалии выделяет только две: орган ...