Контингент учащихся учреждения среднего профессионального образования

Страница 1

Контингент учащихся УСПО разнообразен, но в основном он представлен учащимися из неблагополучных семей, конфликтных семей, аморальных семей, из педагогически несостоятельных семей. Подробнее рассмотрим каждую группу.

Для полноценного воспитания детей нужна благополучная во всех отношениях семья: в социальном плане – полная, в педагогическом – воспитательно-сильная, в психическом плане – с положительным эмоциональным климатом.

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально – незащищенная семья и т.д.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной семьей мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи – это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей в педагогике мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и другие) не имеет значение. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психологическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

Но о каком положительном климате может идти речь, если происходящее в стране не способствует благополучию семьи. Разрушительные последствия проводимых реформ очень болезненно сказались на семье. Экономический кризис как результат этой политики усугубил ее положение. И как следствие появление еще большего числа семей, которые имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, а значит, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. Перечисленные выше качества являются характеристикой неблагополучной семьи.

Понятие о неблагополучной семье рассматривается в разных науках. Так, с точки зрения социологии неблагополучная семья – это семья, которая в течение длительного времени не способна противостоять воздействию дестабилизирующих внутрисемейных и внесемейных факторов.

С точки зрения социальной педагогики неблагополучная семья – это семья, оказывающая отрицательное, разрушительное, дестабилизирующее действие на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Еще одно понятие неблагополучной семьи было сформулировано В.М.Целуйко: неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» . Такие семьи, как правило, называют семьями группы риска, деструктивными или дисфункциональными семьями. У неблагополучных семей есть социальные, материальные, психологические и педагогические проблемы. И чаще всего от этих проблем страдают дети.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки, иногда даже и прабабушки, и прадедушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальной насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по-своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи группы риска поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Результаты исследования по использованию элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов в качестве предпрофильной подготовки
Изучение информатики ведется в 8–9 классах в рамках предметной области «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС 2004 г. и на основе основной образовательной программы. (УМК Семакин И.Г.) При изучении раздела «Алгоритмизация программирование» в основной школе у выпускников будут сформированы: ос ...

Содержание раздела «Движение» и требования к математической подготовке учащихся
Теоретические основы содержания общего среднего образования разработаны Г.В. Дорофеевым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. В частности, разработаны принципы и критерии отбора содержания школьного математического образования. В педагогике «принципы . указывают общее направление деятельности по фо ...

Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся
Весь процесс обучения направлен на достижение определенной цели - формирование и воспитание многогранной, творческой личности, с сложившимися приоритетами, правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом. Поэтому любая деятельность учителя должна носить целенапра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru