Контингент учащихся учреждения среднего профессионального образования

Страница 1

Контингент учащихся УСПО разнообразен, но в основном он представлен учащимися из неблагополучных семей, конфликтных семей, аморальных семей, из педагогически несостоятельных семей. Подробнее рассмотрим каждую группу.

Для полноценного воспитания детей нужна благополучная во всех отношениях семья: в социальном плане – полная, в педагогическом – воспитательно-сильная, в психическом плане – с положительным эмоциональным климатом.

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально – незащищенная семья и т.д.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной семьей мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи – это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей в педагогике мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и другие) не имеет значение. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психологическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

Но о каком положительном климате может идти речь, если происходящее в стране не способствует благополучию семьи. Разрушительные последствия проводимых реформ очень болезненно сказались на семье. Экономический кризис как результат этой политики усугубил ее положение. И как следствие появление еще большего числа семей, которые имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, а значит, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. Перечисленные выше качества являются характеристикой неблагополучной семьи.

Понятие о неблагополучной семье рассматривается в разных науках. Так, с точки зрения социологии неблагополучная семья – это семья, которая в течение длительного времени не способна противостоять воздействию дестабилизирующих внутрисемейных и внесемейных факторов.

С точки зрения социальной педагогики неблагополучная семья – это семья, оказывающая отрицательное, разрушительное, дестабилизирующее действие на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Еще одно понятие неблагополучной семьи было сформулировано В.М.Целуйко: неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» . Такие семьи, как правило, называют семьями группы риска, деструктивными или дисфункциональными семьями. У неблагополучных семей есть социальные, материальные, психологические и педагогические проблемы. И чаще всего от этих проблем страдают дети.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки, иногда даже и прабабушки, и прадедушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальной насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по-своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи группы риска поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Урок-эссе
Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". Словарь кратких литературоведч ...

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи
Г.Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под ...

Истоки сиротства и причины его проявления
Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказ ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru