Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 4

22 июля 1916 года читает стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии, организованной Ломаном. В феврале 1917 произошла революция, и Есенин самовольно покидает фронт. Как он сам писал в поэме «Анна Снегина»:

Явил я другую отвагу - Был первый в стране дезертир весна 1917 - Есенин знакомится с Зинаидой Райх, впоследствии известной актрисой. Тогда же она, по свидетельству Чернявского, она была вовсе не актрисой, «а просто молодой редакционной работницей, красивой, спокойной, мягким движением кутавшейся в теплый платок». Есенин зачастил в общество распространения эсеровской литературы, где Райх стояла председателем. Летом 1917 года Есенин с Райх едут на Соловки, На обратном пути они венчаются в Кирико-Улитовской церкви возле Вологды.

Когда молодые Есенины вернулись в Петербург, они поселились на Литейном в доме № 33. В их укладе тогда начала чувствоваться домовитость, несмотря на начинающуюся тогда «голодовку» оба они были приветливыми хлебосолами. Но вскоре стали ссориться. Их дочь Татьяна родилась 29 мая 1918 года в Орле. Вскоре ее родители расстались. 3 февраля 1920 года Зинаида Николаевна родила сына Константина в Доме матери и ребенка.

Октябрьская революция 1917 полностью меняет уклад жизни в России. В 1917-1918 Есенин пишет циклы религиозно-космических поэм о революции ( «Пришествие», «Преображение», «Октоих», «Отчарь»), в которых России предоставляется особая роль – Богородицы, Приснодевы.

1918 – Есенин переезжает в Москву, где знакомится с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем, в содружестве с которыми он оформляет литературное течение «имажинизм» (от французского image -образ). Имажинисты провозглашали победу самоценного образа над смыслом и идеей: стихотворение могло не иметь смысла, но должно было быть насыщено словесными образами. Зачастую имажинисты старались эпатировать публику, и потому в их поэзии встречались нарочито антиэстетические, излишне натуралистические образы, ненормативная лексика. Читаем в «Кобыльих кораблях» (1918), поэме, образно отражающей русскую действительность тех лет (голод, социальные проблемы): «Рваные животы кобыл / Черные паруса воронов», «Даже солнце мерзнет, как лужа, / которую напрудил мерин», «Бог ребенка волчице дал / Человек съел дитя волчицы». В «Инонии» (1918) мы видим ярко выраженные богоборческие мотивы: «Тело, Христово тело, / выплевываю изо рта», «Даже богу я выщиплю бороду / Оскалом моих зубов». Есенин создает себе образ хулигана и в 1921 году выходит сборник «Исповедь хулигана». (Запись Есенина, читающего «Исповедь хулигана», 2 отрывка). Поведение имажинистов в обществе так же было нарочито шокирующим: то они расписывали стены Страстного монастыря, то ночью снимали таблички с домов и вешали таблички со своими именами.

Однако это литературное направление не смогло удержаться в литературе в силу своей несостоятельности. В 1924 году Есенин и Иван Грузинов объявили о роспуске «Ордена имажинистов», однако, формально, Есенин перерос это направление еще раньше. Поэзия Есенина последних лет его жизни может быть отнесена к творчеству «вне рамок литературных направлений», как и у всех самых значительных поэтов Серебряного Века.

Ноябрь 1921 – публикация драматической поэмы «Пугачев». Как вы думаете, на какую литературную традицию опирается Есенин при написании данной поэмы, какую литературную традицию трансформирует? Назовите писателя и произведение.

Ученик: А. С. Пушкин «Капитанская дочка», потому что в русской литературе именно в этом произведении впервые отражается тема пугачевского восстания, которую потом продолжит Есенин. Более того, Есенин, как и Пушкин, исследовал исторический материал, связанный с этим периодом.

Учитель: Это верный ответ. Спасибо.

Теперь обратимся к дальнейшим событиям жизни поэта. В 1921 году в столицу по приглашению Советского правительства приезжает известная американская танцовщица Айседора Дункан. Ей обещали предоставить помещение для танцевальной школы и поселили в бывшем особняке балерины Балашовой на Пречистенке. А примерно в это время народный суд города Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Зинаидой Райх.

Встреча Айседоры Дункан и Сергея Есенина переворачивает жизнь обоих. Они знакомятся в студии художника Якулова, друга Есенина. Айседора появилась там в сопровождении Шнейдера, облаченная в танцевальную тунику.Когда в гостиной появился Есенин, представлять их было не надо. Они с первой секунды не могли отвести глаз друг от друга. Айседора погрузила пальцы в есенинскую шевелюру и, смешно коверкая слова, громко проговорила:

- За-ла-та-я га-ла-ва .

Больше никто и ничто вокруг их не интересовало. Есенин читал ей стихи, и они пытались разговаривать. Разговаривали они больше жестами и взглядами, оба уверенные в том, что прекрасно друг друга поняли.

Под утро Айседора отправилась домой на Пречистенку. Есенин поехал вместе с ней. С той ночи этот особняк стал есенинским пристанищем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru