Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 19

Учитель: При помощи какого приема поэт показывает, насколько важна родная природа для его лирического героя?

Ученик: Поэт использует прием олицетворения, природа одухотворяется, становится для него живой (осины «загляделись в розовую водь», «звенит .рожь»). Об этом свидетельствуют также и обращения лирического героя к природе («Милые березовые чащи! / Ты, земля! И вы, равнин пески!»). Именно с помощью этого приема он наиболее полно выражает связь своего лирического героя с земным миром.

Учитель: Как еще поэт изображает противопоставление земного и загробного миров?

Ученик: Это происходит путем сопоставления лирическим героем его чувства по отношению к двум пространствам. Вспоминая события своей жизни, он говорит не о каких-то глобальных делах, не об истории, не о каких-то важных вехах своей жизни; он обращается к тем простым действиям, которые свидетельствуют о любви к жизни, о полноте ее проявления: «дышал и жил», «целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Это характеризует его позиционирование себя не как какого-то конкретного человека, конкретного поэта, но как обычного человека. Это те действия, которые присуще каждому живущему. Мысли же о загробном мире вызывают в лирическом герое лишь отрицательные эмоции: тоску и страх («не в силах скрыть своей тоски», «я всегда испытываю дрожь»).

Учитель: Верно. Но как вы думаете, почему мысли о «той стране» необходимы для лирического героя?

Ученик: Он считает загробный мир «пустым» и именно эта мысль невольно заставляет его почувствовать полноту земной жизни, его важность для него. Лирический герой только тогда понимает, как ему «дороги…люди», когда задумывается о смерти.

Учитель: Таким образом, в этом стихотворении поэт оставляет нам не только свои размышления о быстротечности бытия, не только свое нежелание расставаться с жизнью, но и скрытый рецепт, как ценить жизнь в целом и каждое ее мгновение в частности. Мне кажется, это мысль будет актуальной во все времена.

Итак, как вам кажется, какой вывод мы можем сделать из двух проанализированных нами стихотворений Есенина?

Ученик: Жизнь прекрасна, но скоротечна; смерть неизбежна. Именно поэтому мы должны жить в полную силу, принимая мысль о смерти.

Учитель: Спасибо. Запишем домашнее задание: Прочитайте стихотворения «Разбуди меня завтра рано», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Я спросил сегодня у менялы», «Никогда я не был на Босфоре», «Голубая родина Фирдуси», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется».

На следующем уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по творчеству С. А. Есенина.

2.4 Урок 4

Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина

Цели:

1.Учебная: научить школьников письменному выражению монологической речи, обобщить знания, полученные в ходе изучения темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина»;

2.Развивающая: развивать письменную речь, образное и логическое мышление учащихся

3.Воспитательная: прививать учащимся патриотические чувства, формировать бережное отношение к матери.

Тип урока: урок контроля и коррекции

Методы и приемы: репродуктивный (рассказ учителя об элементах сочинения, работа учащихся по конспектированию речи учителя), эвристический (составление таблицы, плана, написание элементов сочинения), творческое чтение (выразительное чтение)

Оборудование: доска, фотографии Есенина.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! На предыдущих трех уроках мы с вами рассмотрели творчество С. А. Есенина.

Мы узнали о его жизненном пути, выявили основные особенности темы родины, любви, жизни и смерти в его лирике. На сегодняшнем занятии мы с вами будем готовиться к сочинению по его творчеству, и на следующий урок вы сдадите мне готовые работы.

Дома вы читали определенные стихотворения, с которыми будут связаны темы сочинений.

Итак, вашему вниманию предлагается три темы, вы выбираете одну из них. Вам сразу же необходимо выполнить первое задание – сформулировать основную мысль сочинения (о чем вы будете писать).

После мы зачитываем и обсуждаем различные формулировки.

Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы»

Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина

Своеобразие образа матери в лирике С. А. Есенина

Тема России (как основная в лирике Есенина) звучит в цикле «Персидские мотивы» особенно ярко, потому что лирический герой в нем выражает свое отношение к родине через сравнение ее с другим, экзотическим пространством.

Трагедия деревни напрямую связана с противостоянием ее как носителя старого уклада и города как носителя нового. Поэт изображает, как природа подавляется творениями рук человеческих, что свидетельствует о гибели деревни.

Образ матери в поэзии Есенина несколько абстрактен, обобщен, в нем доведена до предела самая главная черта – любовь к своему сыну. Важная черта личности лирического героя также выявляется через его отношение к матери.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Другие статьи:

Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу ...

Методика обучения Башкирской росписи на уроках изобразительного искусства в школе
Урок № 1. Тема: Знакомство с элементами росписи. Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи. Задачи: · Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи. · Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и навыки ...

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы, содержание образования, методы обучения и воспитания
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru