Спасибо. Теперь вспомним о композиции сочинения: введение – основная часть – заключение. Все части должны быть логически связаны между собой, а введение должно обязательно перекликаться с заключением.
Сейчас мы с вами поработаем с введением. Как вы знаете, существуют различные его виды, которые целесообразно использовать в зависимости от темы сочинения. Перечислим и запишем виды введений:
1. историческое (краткая характеристика эпохи);
2. биографическое (краткая биографическая справка);
3. сравнительное (сопоставление взглядов, позиций разных авторов на
проблему, заключенную в формулировке темы);
4. аналитическое (анализ ключевого слова темы);
5. философское (осмысление философского понятия в формулировке темы).
Итак, вам дается некоторое время на то, чтобы выбрать подходящий вариант вступления к вашей теме и написать его. Потом мы проверим его.
Ученик: В сочинении Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы» целесообразно использовать аналитическое введение, так как нам необходимо сделать акцент непосредственно на ключевое словосочетание - тема России.
«С.А. Есенин писал, что чувство родины – основное в его творчестве. Так, действительно тема родины прослеживается в его творчестве от самых первых до самых последних его стихотворений и претерпевает множество изменений. Поэт постепенно открывает все новые и новые грани образа России: она то представляется ему раем, то он обращается к социальным проблемам страны. Однако с особенной оригинальностью тема Родины представлена поэтом в цикле «Персидские мотивы»(1924)».
Ученик 2: В сочинении Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина целесообразно использовать историческое введение, так как эта тема является отражением отношения поэта к изменениям русской действительности, которые повлекли за собой исторические события начала XX века.
«Начало XX века стало преломной вехой в мировой и российской истории. Революции 1905 и 1917, Первая Мировая война, гражданская война, приход к власти большевиков – все это кардинально изменило привычный уклад русской жизни. На смену деревне пришел город как более четко организованное пространство, технические новшества стали вытеснять привычные орудия труда, бытовые вещи. Для сознания людей, веками живших в деревнях, соблюдая традиции своих пращуров, изменение строя жизни стало огромной трагедией. Именно это С. А. Есенин отразил в своей лирике».
Ученик 3: В сочинении Своеобразие образа матери в лирике С. А. Есенина целесообразно использовать биографическое вступление, потому что данная тема очень тесно связана с некоторыми фактами из жизни поэта.
«Есенин говорил, что вся его биография – в его стихах. Однако если мы вспомним некоторые эпизоды его жизни, нас удивят некоторые факты. Так, например, известно, что в раннем детстве поэт жил у бабушки с дедушкой, ими же и воспитывался, своих мать и отца видел редко. И в будущем, личность матери поэта, Татьяны Федоровны Есениной, не была дня него определяющей. Отсюда возникает вопрос: если родная мать Есенина практически никак на него не повлияла, то откуда взялся тот широко известный образ матери, который является одним из самых ярких в его поэзии? В этом сочинении мы попробуем найти ответ».
Учитель: Спасибо. От введения мы переходим к основной части. Нашей задачей будет составление плана по теме.
I. Введение;
II. Основная часть;
III. Заключение.
Итак, мы работаем с основной частью плана и с текстом стихотворений, подбираем цитаты, которые помогут нам ответить на вопросы плана, подтверждить его положения.
Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы»
Работаем со стихотворениями «Улеглась моя былая рана», «Никогда я не был на Босфоре», «Голубая родина Фирдуси».
II.
1. Противопоставление России и Востока;
Ученик:«Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк»;
2. Отражение в стихотворении восточных реалий и их роль для выделения образа Родины;
Ученик:Тегеран, чайхана, красный чай, черная чадра, шаль из Хороссана, ковер ширазский; Босфор, «Не ходил в Багдад я с караваном, / Не возил я шелк туда и хну», «персиянка»;«Голубая родина Фирдуси», Персия;
3. Думы лирического героя о России, родине в пределах чужой страны, его чувства. Что призваны передать эти чувства?
Ученик: «В далеком имени – Россия – Я известный, признанный поэт», «У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай», «далекий синий край», «дальняя северянка»; «ласковый урус», «далекий край», «песенка про Русь».
Учитель: Спасибо. Мы составили краткий план для этой темы, теперь переходим к следующей.
Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина
Работаем со стихотворениями «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни, «Разбуди меня завтра рано».
II.
1. «Сорокоуст» как плач по деревне;
Создание и редактирование векторного изображения. Сохранение и загрузка
векторного изображения
Данная тема является самой масштабной в рамках изучения графики в восьмом классе. Включает в себя три параграфа и на её изучение отводится три часа времени, за которые учащиеся должны освоить: объекты CorelDRAW, инструменты рисования. Познакомиться с такими понятиями, как заливка и абрис, научится ...
Анализ учебника по литературе для 5 класса
Обращение к реальным запросам ученика — одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.
В своей ...
Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности
учащихся на уроках в специальных школах VIΙI вида
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обу ...