При выборе профессии у выпускника школы возникает множество вопросов, порой очень противоречивых. Многие родители, думая о будущем своего ребенка не учитывают мнение и способности самого ребенка, не редко ориентируясь не на возможности и желания ребенка, а на престиж и прибыльность будущей профессии. Сами же дети не всегда адекватно выбирают направление, зачастую следуя веяниям моды или действуя под влиянием друзей и кумиров.
Еще одна проблема – это слабая осведомленность родителей и школьников. Очень часто возникает ситуация когда ученик не обращает внимание на те или иные специальности лишь потому что не знает, чем занимаются люди этих специальностей.
Анализируя выбор учащихся будущей профессии [6, с. 85] можно выделить основные мотивы выбора профессии следующим образом:
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
- общая мотивировка;
- романтика профессий;
- мотивы познавательного характера;
- мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;
- ссылка на пример;
- немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
- мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
- мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
- мотивация неуверенная, неаргументированная;
- никак неаргументированная мотивация».
Еще один аспект проблемы выбора профессии – это склонности ребенка. Под понятием склонности следует понимать «побуждение, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту».
Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, имеется в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.
Способности
– «это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности» .
По способностям ученика, можно определить какие специальности будут ему ближе, в каких он добьется особы успехов, а какие абсолютно не подходят.
По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т.д.
«Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.
Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда» .
Таким образом, выявив задатки и способности человека можно говорить о его предрасположенности к тем или иным видам профессий. К сожалению, учащийся не всегда может объективно подойти к самоанализу с целью выявления лучших специальностей для себя, зачастую ему мешают противоположные желания, мнение авторитетных лиц (родителей, друзей, учителей).
Определить задатки и способности могут учителя данного ребенка. Помочь в решении проблемы профессиональной ориентации могут психологи, с помощью специальных тестов определяя задатки и способности ребенка.
Но на выбор будущей профессии влияют и другие факторы, важнейшие, из которых личностные характеристики. Рассмотрим основные из них.
1.
Темперамент
В психологии под темпераментом подразумевают «индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте».
Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.
«Меланхолик
. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.
Холерик
. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.
Сангвиник
. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Флегматик
. Сильный, уравновешенный тип, но с инертными процессами». Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.
Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации
предложенных методик
Итак, развитие фонематического восприятия проходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свое определенное значение. Далее хотелось бы остановиться на особенностях этих этапов.
Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различен ...
Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории
зарубежной педагогики
Отечественные исследования в области дошкольной дидактики основывались на педагогических идеях западноевропейских мыслителей - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, М. Монтессори и многих других, развивая и дополняя их в традициях отечественной педагогической культу ...
Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти
свое Я"
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии "Открой себя", структура которой представлена в лестнице социальной зрелости. Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания.
В книге содержится описание индивидуальных занятий взро ...