Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 10

Да и само фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие». По случаю приезда фотографа прерываются занятия в школе, вся деревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера гужем ходят пор селу, обсуждая, кто, где сядет, в каком порядке и как оденется. Неудивительно потому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой.

Но под пластом бедности – материальной и духовной – живет и пробивается наружу другое. Что не дает душе очерстветь и что делает человечными и стойкими перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон! Да и сам рассказчик не может умолчать о своем неравнодушии к цветам. Полстранички о том, как набирает силы луковка и расцветает красным громмофончиком, предвестником весны, достойны лучших страниц русской классики.

Но главное, что видит читатель в рассказе крупным планом, - это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка, которая, бесспорно, сопоставима с бабушкой Алеши Пешкова, может отругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что дед заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчишкой; брань ее незлобивая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в то, что перед нами человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о том, что перед нами подлинно народный характер.

А что вокруг? Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу селения. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться даже, но это не надолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель – не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже и у ребят. С таким тактом полуграмотные крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у него в избе кринку молока или сметаны, туесок брусники, то помогут беременной жене.

Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известн6о прославленное имя – «Сибиряк» . И хотя нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых людей: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Так от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

На изучение рассказа «Фотография, на которой меня нет» я отвожу два часа. На первом уроке дается обзор сборника рассказов «Последний поклон», продолжаем знакомство с личностью писателя, начатое в 5-6 классах; на втором уроке беседуем о прочитанном дома рассказу «Фотография, на которой меня нет, ребята делятся впечатлениями от прочитанного, выразительно читают».

Эпиграфом к уроку звучит высказывание В.Распутина.

Огромный и неспокойный талант В.Астафьева – это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мирить с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях. Однако литература – это не «шприцевание» добра, а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека, необходимо потрудиться и ему человеку.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другие статьи:

Этапы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку
Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения ...

План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективные виды работы делают уроки математики более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и ...

Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией
В экспериментальной части исследования мы определили уровень сформированности психомоторики детей со стертой дизартрией: высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru