Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 5

Комментированное чтение пейзажной зарисовки. Работа с термином «пейзаж».

Слово учителя

Пейзаж — картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачиваются действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Для работы возьмем пейзаж «Тайга . Тайга» (с. 129).

1. Учащиеся читают текст про себя.

2. Беседа:

— Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

— Почему она напомнила Васютке море?

— Как автор усиливает мрачность пейзажа?

— Какие слова автор использует при описании тайги?

— Как и почему почувствовал себя мальчик в этот момент?

— Какое впечатление производит этот пейзаж?

— Какую, по-вашему, цель ставил автор при создании этого пейзажа?

— Почему все же природа не подвела мальчика, дала ему пищу,

тепло, помогла выйти к людям?

IV

.

Сочинение-миниатюра

Как и по чему человек должен относиться к природе?

Домашнее задание

Дописать сочинение-миниатюру дома.

Но на этом наше общение с В.П.Астафьевым не прекращается. Мы встречаемся с ним вновь в шестом классе. Программа шестого класса предлагает для чтения и изучения рассказ «Конь с розовой гривой». Это одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей.

Рассказ «Конь с розовой гривой открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора».

Произведение В.Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о собственном детстве, точнее случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю.Ломиц отмечает в ней главное: «… Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личное творчество, а как стихийное самовыражение народного создания, опыта многих поколений. Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к рассказу «Конь с розовой гривой».

В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец – неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых.

Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы Советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные проблемы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности.

Поэтому рассказ Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.

На изучение рассказа «Конь с розовой гривой» мы выделяем три часа.

Первый урок – урок внеклассного чтения, урок – портрет.

Тема первого урока: «Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе».

В качестве эпиграфа к уроку беру его высказывание: «За что судьба даровала мне счастье жизни. Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?»

Урок начинается с прочтения отрывка из знакомого ребятам произведения.

- Назовите автора и заглавие рассказа.

«Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли позариться на Васюткины запасы. И все-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвел курок и положил ружье рядом. Спать!» (В.П.Астафьев. Васюткино озеро)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. Поступивший в школу ребенок авто ...

Особенности мышления при речевых нарушениях
Т.Б. Филичева и Г.А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с ОНР, отмечают: "Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с ...

Условия продуктивного развития личности в учебной деятельности
Безусловно, конечной целью обучения является всестороннее развитие личности. Учебная деятельность является ведущей для школьников и студентов, поэтому крайне важно привить им основные навыки продуктивной работы. Как правильно построить учебную деятельность, чтобы она способствовала развитию личност ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru