Комментированное чтение пейзажной зарисовки. Работа с термином «пейзаж».
Слово учителя
Пейзаж — картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачиваются действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Для работы возьмем пейзаж «Тайга . Тайга» (с. 129).
1. Учащиеся читают текст про себя.
2. Беседа:
— Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?
— Почему она напомнила Васютке море?
— Как автор усиливает мрачность пейзажа?
— Какие слова автор использует при описании тайги?
— Как и почему почувствовал себя мальчик в этот момент?
— Какое впечатление производит этот пейзаж?
— Какую, по-вашему, цель ставил автор при создании этого пейзажа?
— Почему все же природа не подвела мальчика, дала ему пищу,
тепло, помогла выйти к людям?
IV
.
Сочинение-миниатюра
Как и по чему человек должен относиться к природе?
Домашнее задание
Дописать сочинение-миниатюру дома.
Но на этом наше общение с В.П.Астафьевым не прекращается. Мы встречаемся с ним вновь в шестом классе. Программа шестого класса предлагает для чтения и изучения рассказ «Конь с розовой гривой». Это одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей.
Рассказ «Конь с розовой гривой открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора».
Произведение В.Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о собственном детстве, точнее случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю.Ломиц отмечает в ней главное: «… Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личное творчество, а как стихийное самовыражение народного создания, опыта многих поколений. Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к рассказу «Конь с розовой гривой».
В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец – неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых.
Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы Советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные проблемы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности.
Поэтому рассказ Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.
На изучение рассказа «Конь с розовой гривой» мы выделяем три часа.
Первый урок – урок внеклассного чтения, урок – портрет.
Тема первого урока: «Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе».
В качестве эпиграфа к уроку беру его высказывание: «За что судьба даровала мне счастье жизни. Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?»
Урок начинается с прочтения отрывка из знакомого ребятам произведения.
- Назовите автора и заглавие рассказа.
«Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли позариться на Васюткины запасы. И все-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвел курок и положил ружье рядом. Спать!» (В.П.Астафьев. Васюткино озеро)
Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории
зарубежной педагогики
Отечественные исследования в области дошкольной дидактики основывались на педагогических идеях западноевропейских мыслителей - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, М. Монтессори и многих других, развивая и дополняя их в традициях отечественной педагогической культу ...
Анализ научных подходов к дислалии, как речевому
нарушению
В этой главе мне бы хотелось рассмотреть взгляды отечественных логопедов – практиков относительно развития термина «дислалия» с различных точек зрения.
Безусловно, понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров, и поэтому нет определенного стандарта при характеристике данного р ...
Физиологическая основа внимания
Говоря о физиологических механизмах внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование ...