Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 14

В седьмом классе мы заменили предлагаемую Т.Ф. Курдюмовой для чтения и обсуждения сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» на творческое чтение и обсуждение рассказа миниатюры В.П. Астафьева «Весенний остров». Это произведение наполнено необыкновенным чувством живой природы, восхищением случившимся чудом, рассказ о котором не является высокохудожественным обманом юного читателя, а есть рассказ о прекрасном окружающем нас в действительности. Само содержание рассказа учит детей видеть прекрасное вокруг нас в действительной, живой жизни, не завлекая в заоблачные дали пустого фантазирования. Организуя яркий и художественный процесс восприятия, мы стремимся создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Высокая эстетика литературно-художественного слова рассказа привлекла нас возможностью через приобщение к художественной деятельности развивать художественный вкус учащихся. Яркость и образность языка произведения помогают развивать воображение. Прибегая к приёмам эмоционально-образного анализа, к цветовому иллюстрированию, говоря о средствах изображения, мы стремимся добиться понимания детьми путей и способов реализации художественного замысла, формированию критериев художественного творчества.

После небольшого организационного момента, во время которого мы поясняем характер и структуру занятия, вместе с подростками поясняем значения неизвестных и малознакомых слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, записывая их на доске (перевалка, речной порог, студень, белая ночь). Это необходимая часть организации процесса восприятия. Затем прошу учеников во время прослушивания произведения обратить внимание на возникающие у них чувства, они могут записывать то, что чувствуют в тетрадь («мне одиноко, …грустно, …тоскливо, …я ожидаю чего-то» и т.д.). Отталкиваясь от последнего словосочетания, словесник пытается актуализировать личный опыт учащихся, проводя приём «частичного погружения»:

- Белая ночь – это долгие сумерки, долгое утро. Вспомните серое летнее утро, солнце еще не взошло, повсюду туман, чуть видны силуэты окружающих предметов. (Включается аудиозапись музыки Грига «Утро», я продолжаю свои слова на её фоне.)

- А теперь перенеситесь мысленно на палубу парохода, тихо плывущего в долгих туманных утренних сумерках по спокойной реке.

Далее идёт собственно само выразительное (в идеале художественное) чтение произведения, учащиеся при этом следят за чтением по заранее розданным текстам. Чтение произведение также происходит при фоновом музыкальном сопровождении (А. Григ «Утро»)

После прочтения соблюдается пауза. После чего фиксирую эмоциональное состояние ребят. Подростки записывают слова-сигналы чувств (грусть, одиночество; ожидание, надежда; восторг, удивление и т.п.) затем я прошу ребят воспользоваться приготовленными заранее красками, кисточками, водой и подобрать цвета «в которые можно было бы, по мнению ребят, "окрасить" записанные чувства». Приём использования рисунка для иллюстрации эмоционального переживания произведения. В последующем нам необходимо будет сравнить полученную, как мы её назовём «спектрограмму чувств» с тем эмоционально-цветовым иллюстрированием, которое нами будет произведено с целью выявить эмоционально-образную идею произведения и средства её воплощения, а так же выявить степень совпадения нашего восприятия и данной идеи.

Для этого мы разбиваем текст на несколько отрывков и проводим эмоцинально-образный анализ самого произведения, выполняя следующую «спектрограмму чувств». Учитель читает отрывки по порядку следования в тексте, и просит «раскрыть чувства автора, которые тот пытался передать. Определить в какой бы цвет вы окрасили этот отрывок» Далее всем классом, ребята высказывают свои мнения, пытаются ответить на поставленный вопрос: «А почему мы окрасили отрывок этим цветом. Какие образы, слова помогли нам найти этот цвет». После подобного поэтапного анализа всего произведения, мы получаем его эмоционально-цветовую иллюстрацию, которую я прошу сравнить с первым рисунком. Проанализировать, «какие чувства хотел нам передать автор, и насколько эти чувства совпадают с тем, что почувствовали мы. Почему?»

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16


Другие статьи:

Иноязычное произношение и его разновидности
Важность владения фонетическими средствами языка объясняется прежде всего тем, что звуковой язык всегда был и остается единственным языком человеческого общества. Следовательно, любые оттенки мысли передаются и воспринимаются через звуковую оболочку языка. Владение фонетической системой языка важн ...

Социально – педагогическая деятельность в учреждении среднего профессионального образования
Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ...

Программа Е.Н. Лебеденко "Развитие самосознания и индивидуальности"
Программа "Какой Я?". Развитие самосознания и индивидуальности. Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена дл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru