Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 14

В седьмом классе мы заменили предлагаемую Т.Ф. Курдюмовой для чтения и обсуждения сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» на творческое чтение и обсуждение рассказа миниатюры В.П. Астафьева «Весенний остров». Это произведение наполнено необыкновенным чувством живой природы, восхищением случившимся чудом, рассказ о котором не является высокохудожественным обманом юного читателя, а есть рассказ о прекрасном окружающем нас в действительности. Само содержание рассказа учит детей видеть прекрасное вокруг нас в действительной, живой жизни, не завлекая в заоблачные дали пустого фантазирования. Организуя яркий и художественный процесс восприятия, мы стремимся создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Высокая эстетика литературно-художественного слова рассказа привлекла нас возможностью через приобщение к художественной деятельности развивать художественный вкус учащихся. Яркость и образность языка произведения помогают развивать воображение. Прибегая к приёмам эмоционально-образного анализа, к цветовому иллюстрированию, говоря о средствах изображения, мы стремимся добиться понимания детьми путей и способов реализации художественного замысла, формированию критериев художественного творчества.

После небольшого организационного момента, во время которого мы поясняем характер и структуру занятия, вместе с подростками поясняем значения неизвестных и малознакомых слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, записывая их на доске (перевалка, речной порог, студень, белая ночь). Это необходимая часть организации процесса восприятия. Затем прошу учеников во время прослушивания произведения обратить внимание на возникающие у них чувства, они могут записывать то, что чувствуют в тетрадь («мне одиноко, …грустно, …тоскливо, …я ожидаю чего-то» и т.д.). Отталкиваясь от последнего словосочетания, словесник пытается актуализировать личный опыт учащихся, проводя приём «частичного погружения»:

- Белая ночь – это долгие сумерки, долгое утро. Вспомните серое летнее утро, солнце еще не взошло, повсюду туман, чуть видны силуэты окружающих предметов. (Включается аудиозапись музыки Грига «Утро», я продолжаю свои слова на её фоне.)

- А теперь перенеситесь мысленно на палубу парохода, тихо плывущего в долгих туманных утренних сумерках по спокойной реке.

Далее идёт собственно само выразительное (в идеале художественное) чтение произведения, учащиеся при этом следят за чтением по заранее розданным текстам. Чтение произведение также происходит при фоновом музыкальном сопровождении (А. Григ «Утро»)

После прочтения соблюдается пауза. После чего фиксирую эмоциональное состояние ребят. Подростки записывают слова-сигналы чувств (грусть, одиночество; ожидание, надежда; восторг, удивление и т.п.) затем я прошу ребят воспользоваться приготовленными заранее красками, кисточками, водой и подобрать цвета «в которые можно было бы, по мнению ребят, "окрасить" записанные чувства». Приём использования рисунка для иллюстрации эмоционального переживания произведения. В последующем нам необходимо будет сравнить полученную, как мы её назовём «спектрограмму чувств» с тем эмоционально-цветовым иллюстрированием, которое нами будет произведено с целью выявить эмоционально-образную идею произведения и средства её воплощения, а так же выявить степень совпадения нашего восприятия и данной идеи.

Для этого мы разбиваем текст на несколько отрывков и проводим эмоцинально-образный анализ самого произведения, выполняя следующую «спектрограмму чувств». Учитель читает отрывки по порядку следования в тексте, и просит «раскрыть чувства автора, которые тот пытался передать. Определить в какой бы цвет вы окрасили этот отрывок» Далее всем классом, ребята высказывают свои мнения, пытаются ответить на поставленный вопрос: «А почему мы окрасили отрывок этим цветом. Какие образы, слова помогли нам найти этот цвет». После подобного поэтапного анализа всего произведения, мы получаем его эмоционально-цветовую иллюстрацию, которую я прошу сравнить с первым рисунком. Проанализировать, «какие чувства хотел нам передать автор, и насколько эти чувства совпадают с тем, что почувствовали мы. Почему?»

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16


Другие статьи:

Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе
Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе. Его можно встретить в учебниках по психологии и по методике русского языка для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, в учебных программах, в методически ...

Управление сеансами на рабочих местах
Сеанс обучения начинается с момента регистрации обучаемого. Перед началом сеанса обучения в сетевом режиме преподаватель инструктирует обучаемых о порядке запуска системы на Рабочем месте и правилах регистрации. Рекомендуется в поле Фамилия И.О. ввести фамилию и инициалы русскими буквами с использ ...

Приемы обучения произношению для среднего и старшего школьного возраста
Школьники среднего и старшего возраста овладевают иностранной фонетической системой по-разному, поскольку они имеют различные исходные данные для такого овладения, в частности различия, связанные с физиологией организма. Например, известно, что резонатор для получения гласных растет наряду с други ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru