Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 12

Но социальный перелом привел к нравственным потерям общества. Даже очень близкие люди, связанные прямыми родственными отношениями, оказывались чужими. Герою повести не удалось найти общий язык с родным отцом. В людях пробуждались жестокость и дикость. Традиционный уклад жизни рушился весьма решительно и безжалостным образом. Не случайно главы «Последнего поклона», рассказывающие о скитаниях героя по Игарке, воспринимаются как борьба мальчишки за выживание.

Не так-то просто ему было пережить сразу два предательства - родного отца и мачехи.

От него отвернулась школа. Совсем забыли о мальчишке родственники отца. После уютного бабушкиного дома, в котором далеко не всегда имелся достаток, но по которому постоянно растекалась душевная теплота, герою писателя довелось испытать новый мир – мир бессердечия и одиночества.

Мальчишка так объяснял его себе: «Все заняты собой. У всех свои заботы. И у меня тоже. Главная из них: чего завтра пожрать?» вот эта философия и вела мальчишку к духовному одичанию. Именно в ней кроются мотивы одного из самых жестоких его поступков – избиения неведающей милосердия школьной учительницы.

Игарка изменила даже речь героя. Она стала грубоватой, богатой умными словами.

Саму борьбу за выживание писатель отразил в контексте времени. Газеты и радио тогда не замечали, как страдал Север. Страна в ту пору распевала песню о подвигах Папанина. Общество восторгалось. «….В Ледовитом океане, против Северных морей, воевал Иван Папанин двести семьдесят ночей…». Затягивая эту песню, герой Астафьева «пел и плакал»- жалко было Ивана Папанина. Беда самого героя оставалась его личной бедой.

На герое повести словно решили помериться силами две системы воспитания: опирающаяся на глубинные народные традиции бабушкина педагогика и «уличная», основанная на «законах джунглей». В мальчике постоянно боролись два начала. Он тосковал по родной деревне. В рыбалке ему хотелось найти душевное успокоение. Природа как бы усмиряла его, заставляя подавить в себе зло и жестокость. Но обстановка «джунглей» не давала спокойствие, она требовала бесконечного лавирования. Борьба шла не на жизнь – на смерть. Закалка приходила в битвах. Герой повести признавался: « На нож хаживал, кирпичом мне голову раскалывали, каменюками, дрынами и всякими другими предметами били, пинали меня, в кулаки брали, на купол садили. Все я более или менее благополучно прошел, пусть и с неизбежными физическими и умственными потерями….Шпана есть шпана, на коварство, наглость и нахрапистость ответные качества появляются, соревнование в обмане, подвохах и наглости идет; с годами способность к сопротивлению, к отстаиванию своего достоинства, тело и душа совершенствуются…» и эти противоречия- стремление жить в аду и необходимость постоянно обороняться- раздирали душу героя. Чтобы выжить, нередко требовалось воровать. А воровать, по его признанию «страшно». Но отхожие промыслы и расставленные в перелесках близ Игарки силки на куропаток не спасали. Без краж никак не получалось: « Всякое слово в заболь принимаю: на том конце города рукавицы украдут, я на этом краснею. Во мне вроде бы клубок из жил и нервов скатался, по всему нутру щетина наросла». Итогом этих мучений явился приход в детский дом. Детство героя, по сути, окончательно оборвалось уже в одиннадцать лет. Вся царившая в стране система несколько лет пыталась сломить его волю, подавить в нем личность. И в этих жутчайших условиях, неся огромные потери, испытывая дичавшую боль, ему удалось сохранить свою душу.

Этой повестью писатель показал, что ничто не способно дать душе очерстветь, показал то, делает людей человечными и стойкими перед лицами испытаний.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Другие статьи:

Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах
В своей работе по изучению эпических произведений малой формы мы обращаемся к одному из ярких деятелей современной литературы, писателю с мировым именем, последнему классику современности, как называют его критики – В.П. Астафьеву. Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5-9 ...

Роль церковной благотворительности на Руси в развитии социального
Русский народ с самых древнейших времен воспринял христианское учение о милосердии как о всеобъемлющей любви к ближнему, как традицию, унаследованную от Церкви Константинопольской и Царствующего Града. Так, обращаясь к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и гово ...

Диалоги и металогические принципы в реализации инклюзивного образования
Состояние современной цивилизации порождает множество проблем для человека. Социологи отмечают актуальность проблемы утраты доверия людей к социальным институтам, их дегуманизацию. Основанные на сформировавшемся мышлении прошлого столетия попытки проанализировать происходящие в мире процессы, найти ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru