Совестью народа называют этого писателя, хотя сам он достаточно ироничен и самокритичен, чтобы согласиться с этим определением. Тем не менее, правда, что он никогда не кривит душой, правда, что он мудр и очень зорок.
Послушаем, что говорит о себе этот человек.
«…… Не одного меня, всех нас, начавших жить в год смерти Ленина… Обступают вопросы и тревоги: как это я умудрился столько прожить? По какому праву?
Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог?
…Некий налет сентиментальности просочился и в мой характер и оказался непобедимым. По причине этой странности, вовсе вроде бы уж и нетипичной для «мужественных» и «суровых» сибиряков; я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, караульный бык, нависший над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утро с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках, первое земляное лакомство – луковки саранок и кандыка на протаминах, подснежники, редкостными самородками засветившиеся на припеках, у которых желтое око закрывалось на ночь мохнатыми кремовыми лепестками. Название этим подснежникам я узнаю, потом и порадуюсь его точности и красоте – сон – трава!
… Ну а как забыть осенние дни, когда село наше – и дома, и дворы, и улицы – и маленькое уютное кладбище забрасывало золотом листвы, снесенной ветром с гор, и полночными корзинами, старые и малые тащили из сосняков боровые рыжики, рубиновую бруснику, пламенную рябину?! Ночью по реке медленно, украдчиво двигались Шатучие огни лучильщиков – рыбаков, на убранных огородах делалось прозористо, свободно, а из распадков с каждым утром все ближе к домам катились искристые платы, из белых иньев сотканные.
… Я рыбачил на вечерней и утренней зорьке удочкой и жермицей. Рыбы было так много, что за вечер я набрасывал почти полный мешок окунями, сорогой и щуками. На берегу я высыпал рыбу из мешка под большой пень, на желтоватую мерзлоту, и рыба сохранялась до прихода отца. Он оставлял мне хлеб, соли, иногда и сахарку под пнем, а рыбу уносил и продавал по дешевке на пароходы.
… Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы, и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться вместе со мною.
Не было в моей жизни потом таких сладостных, таких чистых слез, от которых истаивала душа, и хотелось любить все и быть добрым ко всем и ко всему…».
В семь лет лишился матери, жил с бабушкой. Закончил школу ФЗБ на станции Енисей и работал близ Красноярска составителем поездов.
Он был солдатом Великой Отечественной.
Писать начал с 1951года. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить, - «Царь - рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами.
Давайте прочитаем несколько его маленьких рассказов из книги «затеси» (заранее подготовленные ребята читают миниатюры «Хвостик», «Дед и внучка», художественно пересказывают миниатюру «Больше жизни»).
- Какая из миниатюр тронула вас больше всего? Почему?
- Как, по мнению автора, нельзя жить на земле?
Далее учащиеся самостоятельно работают с учебником.
1)Прочитать статью в нем о В.Астафьеве, ответить на вопросы, записанные на доске:
- Каким чувством проникнуты воспоминания писателя?
- Почему автор вспоминает о детстве как об «удивительно светлой и счастливой поре»?
В конце урока размышляем вслух над словами писателя, вынесенными в эпиграф.
Дома ученики должны прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» и подумать над его идеей, поразмышлять над тем, наказала ли бабушка внука – героя рассказа?
Основные проблемы детей из неполной семьи
Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и ...
Роль ролевых игр в развитии ребенка
Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк или в приключения Муми-троллей, в звёздные войны или в строительство железной дороги ...
Сущность метода проектов
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским ...