Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 6

Совестью народа называют этого писателя, хотя сам он достаточно ироничен и самокритичен, чтобы согласиться с этим определением. Тем не менее, правда, что он никогда не кривит душой, правда, что он мудр и очень зорок.

Послушаем, что говорит о себе этот человек.

«…… Не одного меня, всех нас, начавших жить в год смерти Ленина… Обступают вопросы и тревоги: как это я умудрился столько прожить? По какому праву?

Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог?

…Некий налет сентиментальности просочился и в мой характер и оказался непобедимым. По причине этой странности, вовсе вроде бы уж и нетипичной для «мужественных» и «суровых» сибиряков; я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, караульный бык, нависший над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утро с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках, первое земляное лакомство – луковки саранок и кандыка на протаминах, подснежники, редкостными самородками засветившиеся на припеках, у которых желтое око закрывалось на ночь мохнатыми кремовыми лепестками. Название этим подснежникам я узнаю, потом и порадуюсь его точности и красоте – сон – трава!

… Ну а как забыть осенние дни, когда село наше – и дома, и дворы, и улицы – и маленькое уютное кладбище забрасывало золотом листвы, снесенной ветром с гор, и полночными корзинами, старые и малые тащили из сосняков боровые рыжики, рубиновую бруснику, пламенную рябину?! Ночью по реке медленно, украдчиво двигались Шатучие огни лучильщиков – рыбаков, на убранных огородах делалось прозористо, свободно, а из распадков с каждым утром все ближе к домам катились искристые платы, из белых иньев сотканные.

… Я рыбачил на вечерней и утренней зорьке удочкой и жермицей. Рыбы было так много, что за вечер я набрасывал почти полный мешок окунями, сорогой и щуками. На берегу я высыпал рыбу из мешка под большой пень, на желтоватую мерзлоту, и рыба сохранялась до прихода отца. Он оставлял мне хлеб, соли, иногда и сахарку под пнем, а рыбу уносил и продавал по дешевке на пароходы.

… Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы, и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться вместе со мною.

Не было в моей жизни потом таких сладостных, таких чистых слез, от которых истаивала душа, и хотелось любить все и быть добрым ко всем и ко всему…».

В семь лет лишился матери, жил с бабушкой. Закончил школу ФЗБ на станции Енисей и работал близ Красноярска составителем поездов.

Он был солдатом Великой Отечественной.

Писать начал с 1951года. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить, - «Царь - рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами.

Давайте прочитаем несколько его маленьких рассказов из книги «затеси» (заранее подготовленные ребята читают миниатюры «Хвостик», «Дед и внучка», художественно пересказывают миниатюру «Больше жизни»).

- Какая из миниатюр тронула вас больше всего? Почему?

- Как, по мнению автора, нельзя жить на земле?

Далее учащиеся самостоятельно работают с учебником.

1)Прочитать статью в нем о В.Астафьеве, ответить на вопросы, записанные на доске:

- Каким чувством проникнуты воспоминания писателя?

- Почему автор вспоминает о детстве как об «удивительно светлой и счастливой поре»?

В конце урока размышляем вслух над словами писателя, вынесенными в эпиграф.

Дома ученики должны прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» и подумать над его идеей, поразмышлять над тем, наказала ли бабушка внука – героя рассказа?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другие статьи:

Развитие речи на уроках физики
Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, социально-экономической, математической и технологической должна обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Но если рассмотреть разнообразные учебные программы и учебники, то можно заметить неувязки между ними и образова ...

Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием школьников
Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное внимани ...

Особенности организации коллективной формы учебной деятельности на различных этапах урока
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей, о которых говорит в своей книге В.К. Дьяченко: 1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя». 2. Ближайшая цель каждого участника занятий: и «ученика», и «учителя» ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru