Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 8

- Почему Левонтьевы так плохо жили?

- Что за человек был Левонтий?

- Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

- Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

Домашнее задание

1. Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору).

2. Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.

Урок 3. Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока:

постановка нравственных вопросов: честность, доброта, 'долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы.

Методические приемы:

беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, описание рисунка.

Ход урока

I

. Слово учителя

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

II

. Беседа по вопросам

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

Комментарий учителя:

Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге соседские ребята?

Пересказ эпизода с использованием опорных слов - глаголов.

«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».

- Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?

- Как после этого развлекались ребята?

Пересказ эпизода и обобщения:

Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила . нечистая сила».

- Как Левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

- Почему герой решил обмануть бабушку?

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

- Как он меняется в ходе своих размышлений?

- Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история? Почему же он все – таки высыпал ягоды?

- Кем он был втянут в обман?

- Автор отзывается о Саньке, что тот «был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Но так ли это?

- Почему же, зная Саньку, автор действует по его подсказке?

-Как вы думаете, этот поступок- появление характера или бесхарактерности?

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другие статьи:

Возможности использования нетрадиционных способов рисования в дошкольном учреждении
Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, р ...

Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»
2.1 Урок 1 «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина) Цели: 1. Учебная: познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества С. А. Есенина; 2. Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения на основе лирики С. А. Есенина; навыки ...

Общая направленность личности
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. Под направленностью личности понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побуждений человека. Направленность по ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru