Урок 2.
В. П. Астафьев (1924-2002). «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе
Цели урока:
познакомить с чертами личности писателя; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, своеобразие языка.
Оборудование урока:
портрет В. П. Астафьева, сборники его рассказов.
Методические приемы:
рассказ учителя, выразительное чтение; беседа по вопросам.
Ход урока
I
. Слово учителя
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа.
Прочитаем статью об Астафьеве в учебнике-хрестоматии.
II
. Чтение и разбор статьи учебника о В. П. Астафьеве
Урок начинается с краткого слова учителя о цикле автобиографических рассказов.
В 1957 году В.П.Астафьев начинает цикл рассказа от первого лица о собственном детстве. Обычно их называют автобиографическими, имея в виду при этом, что писатель предстает в них центральной фигурой, через него мы воспринимаем окружающий мир. («В произведении В.Астафьева живая разговорная речь, встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит).
Рассказ «Конь с розовой гривой» дал название сборнику рассказов для детей, вышедшему в 1972 году.
Учитель:
Из статьи учебника мы узнали, что Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся.
«Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.
III
. Комментированное чтение рассказа
Отдельные эпизоды - диалоги - могут прочитать заранее подготовленные ученики. Обращаем внимание на сноски - объяснения диалектных и просторечных слов, на пословицы и поговорки, особенности речи героев.
IV
. Беседа по вопросам
По прочитанному тексту докажите примерами, что писатель рассказывает о Сибири. (Важно сделать акцент на язык писателя).
- А почему рассказ так назван?
- От чьего лица ведется повествование?
- В какой семье растет герой?
- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
- Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конем – пряником? (Разговор идет о трудном времени детства).
- Какие эпизоды рассказа нарисованы с улыбкой взрослого человека, вспоминающего детство?
- А кто из взрослых вызывает такую же улыбку?
Далее следует подробнее остановиться на сценах, рисующих семью дяди Левонтия.
(Речь пойдет о том, какой непутевой была жизнь Левонтия, о том, что, автор помнит о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде, о тепле его души).
- Вспомните, как относилась бабушка к Левонтию и его жене.
- Как описана семья Левонтьевых?
- В каком доме жили Левонтьевы?
- Почему же Витя все – таки ходил к ним?
Комментарий учителя:
Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» - слово явно неуважительное.
Развитие внимания и запоминания
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений.
Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы ...
Структура педагогической системы
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой , представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Сначала коротко рассмотрим некоторые а ...
Методические рекомендации к работе с семьями
учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью по формированию
социально-трудовых навыков
Для педагогов школы-интерната и родителей были разработаны методические рекомендации по созданию условий для формирования и развития социально-трудовых навыков умственно отсталых школьников:
- Учителям, воспитателям и родителям необходимо постоянно, как в учебное, так и во внеурочное время, испол ...