Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 13

Мы советуем вам прочитать полное издание повести В.Астафьева «Последний поклон», а к следующему уроку прочтите одну из глав повести «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».

Следующий урок мы посвящаем анализу рассказа «Фотография, на которой меня нет». Делаем акцент на описание деревенской жизни 30-х годов, на образ учителя, прекрасно созданный Астафьевым.

Эпиграф к уроку: «Каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас». В.Астафьев.

Предлагаемые вопросы и задания.

§ Чем для жителей села стал приезд фотографа?

§ Какие детали поведения сельчан подтверждают ваш вывод? Найдите и зачитайте.

§ Зачем рассказчик и Санька пошли кататься на увал?

§ Каковы последствия этого катания?

§ А как зовут героя рассказа?

§ Какие детали бытового поведения характеризуют бабушку? Найдите и зачитайте.

§ Какое время воспроизведено в рассказе?

§ По каким приметам вы это определили?

§ Чем вам интересен рассказ?

Выпишите фрагменты, где дан портрет учителя. Сопоставьте его с иллюстрацией. Как бы вы изобразили Евгения Николаевича, будь вы художником? (рисование словесного портрета).

Какие детали в рассказе передают отношение к учителю на селе? В чем причина такого уважения?

Приведите примеры, по которым можно судить о влиянии учителя на сельчан.

В чем основа взаимного уважения учителя, деревенских жителей, учеников?

Каким запомнил своего учителя герой рассказа?

Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?

В заключение звучит слово учителя. Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные идеалы, ценности, которые определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам, но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя – «Сибиряк». И хотя и нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых людей: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Так от заурядного случая, происшедшим с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа. В статье «Вам продолжать эту жизнь» Астафьев писал: «… каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все живущее и живое вокруг нас». Так неповторимых людей мы видим в его рассказах, исполненных высокого гуманизма, любви и веры в каждого человека.

Для самостоятельной работы можно предложить ученикам провести наблюдение над языком рассказа.

Ø выпишите просторечия и областные (диалектные) слова, передающие своеобразие речи сельских жителей.

Ø выполните задание три учебника.

Ø Прочитайте эти фразы: 1)«Народные приметы не знают границ и расстояний».

Ø 2) <…> фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб оставалось слово «учитель». Чем являются эти фразы? Какие основания были у писателя, чтобы дать такой итог сказанному ранее?

Ø В рассказе представлены два типа отступлений. Назовите их и определите художественную роль этих отступлений.

Ø Выполните задание четыре учебника.

Ø Дома учащиеся должны написать конспект по статье «Вам продолжать эту жизнь».

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Другие статьи:

Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и раз ...

Состояние проблемы в научно-методической литературе
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.). Возрастает необходимость, начиная с самого раннего ...

Результаты экспериментального исследования
В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей. Результаты были занесены в таблицу №1 Таблица 1 Уровни самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта в з трудовой деятельности Возраст, лет Кол-во детей Вид труда Уровни самостоятельности (кол / %) 1 б. 2 б. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru