Формы организации педагогического процесса.
Педагогическая форма – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.
Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.
В настоящее время более 1000 различных форм организации педагогического процесса.
Классификация по степени сложности:
Простые – минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме либо решают одну задачу. Составляют около 75 % всех существующих, иначе называются первичными, т.к. из них состоят все остальные формы.
Пример: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставка, выпуск газеты, концерт и т.д.
Составные – строятся на развитии простых форм или на их разнообразном сочетании.
Пример: урок, конкурс умений, праздничный вечер, субботник, конференция, КВН, собрание и т.д.
Комплексные – подборка простых и составных форм с определенной целью.
Пример: дни открытых дверей, дни физкультурника, дни знаний, недели театра, музыки, предметные недели, лектории, турпоходы, слеты, декадники и т.д.
Соотношение метода и формы – возможен взаимный переход. Пример: форма чтения литературных источников – метод выразительного чтения, форма конфликта – метод «взрыва» (Макаренко), форма награждений, премий – метод стимулирования.
Если рассматривать основной элемент педагогического процесса – обучение, то форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.
Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.
Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.
Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.
Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:
по составу учащихся:
временные,
постоянные
по месту работы:
школьные (классы, лаборатории)
внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)
по времени работы
классные
внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)
по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников
репродуктивные
проблемно-поисковые
исследовательские
по дидактическим целям:
практика
лекция
семинар
по характеру обучения
Формы теоретического обучения |
Формы практического обучения |
Формы самообразования |
Внеурочные формы |
Урок Консультация Лабораторные занятия Практические занятия Семинар Зачет Экзамен |
Урок производственного обучения Производственная практика Выпускной квалификационный экзамен |
Деятельность по интересам Наблюдение Самостоятельное изучение наук, искусств |
Факультатив Кружок Учебный цех кооператив |
Сухомлинский В.А. «Слово учителя в нравственном
воспитании»
Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место в ...
Аутентичность текста и его восприятия
Центральной проблемой является аутентичность текста как важнейшего звена учебного процесса В пользу применения аутентичных, неадаптированных текстов, предназначенных для носителей языка, свидетельствуют следующие аргументы.
1. Использование искусственных, упрощенных текстов может впоследствии зат ...
Состояние проблемы в научно-методической литературе
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего ...