Таким образом, педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.
Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Просвещение – распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).
Система образования – существует общее и специальное образование. Общее – начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное – среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).
Педагогическая проблема – объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» - «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.
Возможны различные стили педагогического общения при осуществлении педагогической деятельности.
По классификации В.А. Кан-Калика возможны следующие стили педагогического общения:
стиль увлеченности совместной деятельностью,
стиль дружеского расположения,
стиль общения-дистанции,
стиль устрашения,
стиль заигрывания.
Педагогический процесс: понятие, структура
компоненты
Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.
Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.
Структура педагогического процесса:
Цель
(конечный результат)
![]() |
Принципы
(основные направления достижения цели)
![]() |
Содержание
(фактический учебный материал)
![]() |
Методы
(действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)
![]() |
Основные категории педагогики Коменского: «природа
человека», образование, принципы, содержание образования, методы обучения и
воспитания
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить ...
Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный у ...
Описание процесса исследования развития речи у
детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная)
2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить к ...