Использование различных форм и видов проверки знаний учащихся в начальных классах на уроках окружающего мира

Информация о педагогике » Формы и виды проверки знаний учащихся на уроках окружающего мира » Использование различных форм и видов проверки знаний учащихся в начальных классах на уроках окружающего мира

Страница 1

Рассмотрим подробнее способы контроля знаний на уроке «Окружающий мир».

При текущем и наиболее частом виде контроля используются индивидуальный и фронтальный опрос, который может быть как устным, так и письменным.

Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

При фронтальном опросе очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации. Поэтому вопросы репродуктивного характера будут определять базовый уровень усвоения. («Как называется? Что вы видите на рисунке? Что еще вы видите? О ком говорится?» – и т. п.), а вместо этого предлагать детям вопросы, которые учили бы их рассуждать, находить существенный признак явления, его причину, аргументировать свой ответ. Например, в третьем классе можно предложить вопрос (задание): «Назови (напиши), какие ты имеешь права»; в четвертом: «Объясни первокласснику: как уберечь себя от насморка?» (

Обратим ваше внимание на то, что в начальной школе целесообразнее проводить полилог – коллективное обсуждение поставленного учителем вопроса. Это связано с тем, что у младших школьников еще недостаточно развито умение слушать сверстника, который отвечает у доски: дети начинают отвлекаться, вертеться, не слышат ни отвечающего, ни учителя. Когда вопрос обсуждается всеми, внимание учеников более сосредоточено: чтобы быть активным в процессе общей дискуссии, каждый участник должен слышать вопрос, анализировать ответ, быть готовым дополнить, исправить, высказать свое мнение. Это, безусловно, наиболее эффективная и интересная для детей форма взаимодействия в учебном диалоге. Вместе с тем она требует особой подготовки учителя: продуманных заранее вопросов, реплик, дополнительных приемов активизации мыслительной деятельности всех учащихся, а также педагогической интуиции – умения предвидеть дальнейший ход беседы.

Письменный опрос ставит своею целью проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ – в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности. На уроках окружающего мира целесообразно проводить короткие (5–10 минут) опросы с целью уточнить и закрепить знания. Эти работы не обязательно оценивать отметкой (особенно в случае плохого выполнения), их основная функция – тренировочная.

Приведем примеры использования графического диктанта, где есть возможность самопроверки.

Класс: 1

Тема: Какие бывают животные?

Учитель дает задание: «Я буду читать названия разных животных. Знаком “круг” вы отмечаете насекомых, а знаком “треугольник” – зверей. В конце подсчитаем, правильно ли вы выполнили задание». (Учитель читает) «Носорог, бабочка, слон, кошка, мышь, майский жук, пчела, муравей, лиса, стрекоза, рысь, медведь, коза, корова, оса».

Анализируются итоги: «Я назвала 9 зверей и 6 насекомых. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, какие есть ошибки и почему они возникли».

В первом классе, когда дети не владеют навыками письма в совершенстве, они могут выполнять задания: отмечают ответы знаками « + » и « - » или просто подчёркивают верный вариант ответа, обводят букву правильного варианта ответа. Но так как не владеют чтением, то вместо слов может присутствовать изображение предмета.

Варианты заданий:

Подчеркните явление природы: солнце, грибы, дождь, прилив, лягушка, снег, ураган

Из данного перечня дети выбирают только явления природы и подчёркивают нужные варианты.

Во втором классе так же широко используются вопросы, на которые дети могут быстро ответить « да» или « нет», применяя при этом « + » и « - ». так же могут дописывать слова или краткие ответы.

Например :

Верно ли, что Солнце- самая далёкая от Земли планета?

Верно ли, что в мире одна религия?

Верно ли, что имя нашей страны – Российская Федерация?

В третьем –четвертом классах допускается взаимопроверка.

Во втором – четвертом классах вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, промежуточный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Положение инженерного образования на сегодняшний день
Для развития инженерного образования в России существует несколько очень важных заделов. 1. Российское общество в целом позитивно настроено к обучению. Число студентов вузов увеличилось в течение последнего десятилетия практически вдвое. В 1990 году на 10 000 жителей в России приходилось 190 студ ...

Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения
Одна из основных задач обучения иноязычной речи – развитие навыков говорения. Но овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. В процессе просмотра на уроках видеофильмов на иностранном языке, со ...

Развитие мышления учащихся в процессе обучения физике
При формировании новых знаний и способов действий возможно использование различных методов исследования: экспериментального, теоретического, аксиоматического, описания. Любое исследование начинается с постановки проблемы, выдвижения гипотезы. В разработке предлагается технология выдвижения гипотез ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru