Методы диагностики сформированности фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Методы диагностики сформированности фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Страница 1

Состояние звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе. Р.Е. Левина рассматривала фонематическое восприятие и звуковой анализ как узловое образование, ключевой момент в системе коррекционной работы, который позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать ее положительных результатов.

Логопеды-практики отмечают, что число детей с фонетико-фонематическим недоразвитием с каждым годом увеличивается. Недостатки фонематического восприятия замедляют и осложняют процессы звукобуквенного анализа и синтеза, что неизбежно приводит к трудностям в овладении грамотой, к нарушениям чтения и письма.

Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ЗПР недоразвитием в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Ниже будет продемонстрирован метод обследования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей, который используют педагоги детского сада комбинированного вида №19, поселка Панковка Новгородского района.

При обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 и 6 лет педагоги используют различные игровые приемы. Обследование проводится индивидуально в начале, середине и конце года в форме «путешествия на поезде». Детям предлагаются следующие задания.

«Путешествие на поезде»

Станция № 1 «Музыкальная»

- Узнавание предмета по звуку.

Логопед показывает ребенку пять баночек, наполненных разными предметами («шумелок»), предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

Задание: догадайся, какая «шумелка» звучит и что находится внутри баночки. Задание выполняется без зрительной опоры.

-Восприятие характера музыки (колыбельная, плясовая, марш).

-Восприятие ритма.

Ребенку предлагается воспроизвести ритм, заданный логопедом (стук колес поезда). К примеру:

!-!; !!-!; !!-!!; !!!-!!.

Отправляемся на следующую станцию.

Станция № 2 «Театральная»

- Восприятие речевой интонации.

Педагог произносит гласные звуки с различной интонацией. Ребенку предлагается найти соответствующую картинку.

А! - кричит девочка.

А - показывают горло врачу.

А - поет певица.

А - качаем малыша.

А - девочка укололась иголкой.

О - удивилась мама.

О - стонет бабушка.

О - поет певица.

О - потягивается папа.

О - кричит охотник в лесу.

У - гудит пароход.

Станция № 3 «Испорченный телефон»

- Восприятие слова.

Для упражнения необходимы два кружка (фишки) красного и зеленого цветов, а также набор предметных картинок.

Задание: если услышишь по телефону правильное название картинки, подними кружок (фишку) зеленого цвета; если картинка названа неправильно - подними красный кружок (фишку). Логопед показывает картинку и четко произносит слова и словосочетания (4 правильно произнесенных слова и 32 звукосочетания):

баман ваван альбом альпом

паман даван айбом альмом

банан баван аньбом альном

банам ванан авьбом аблем

витании витании квекта къекта

митанин митавин къетка клетка

фитамин фитавин клетта тлекта

виталим витамин тлетка кветка

- Навыки слогового анализа.

Игровое упражнение «Телеграф».

Задание: определи слово, которое отличается от всех остальных по количеству слогов. Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.

мак - бак - так - банан

сом - ком - индюк - дом

лимон - вагон кот бутон

мак - бак - веник - рак

Отправляемся на следующую станцию

Станция № 4 «Спортивная»

-Выделение гласного звука в рядузвуков.

Задание: присядь, если услышишь гласный звук. Логопед произносит звуковой ряд, ребенок выполняет задание.

Звуковой ряд: А — У — М — И — С —Ы — О-Э-Р — Ш — Ф — Л — В —З — Ж—X — Ы — А

-Выделение начального гласного звука в слове.

Задание: подпрыгни, если первый звук в слове гласный. Назови гласный звук.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала
Со второй половины ХХ века в развитых странах и в науке, и в общественном сознании, и в социокультурной политике преобладает концепция «культурного детерминизма». Культурологический подход (понятийно-ценностный) акцентирует главное достоинство человека - наличие и развитие такой его сущностной сил ...

Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения
Одна из основных задач обучения иноязычной речи – развитие навыков говорения. Но овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. В процессе просмотра на уроках видеофильмов на иностранном языке, со ...

Болонский процесс
19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию, главной целью которой провозглашалось построение до 2010 года общеевропейского пространства высшего образования. 19 мая 2005 года в норвежском городе Берген представители Министерства образования и науки У ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru