Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью » Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Страница 4

Так как у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью нарушения познавательной деятельности весьма индивидуальны, то составление карты развития крайне необходимо и позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения.

Анализ реализации выдвинутых задач ведется и путем организации систематических наблюдений за ребенком:

1. Фамилия, имя, отчество.

11. Сопровождение действий речью.

2. Дата наблюдения.

12. Активность ребенка.

3. Вид деятельности.

13. Уровень самостоятельности.

4. Этап обучения.

14. Адекватность эмоциональной реакции.

5. Характеристика уровней.

15. Контакт с педагогами.

6. Наличие мотивизации деятельности.

16. Взаимодействие с другими детьми.

7. Наличие и устойчивость интереса к деятельности.

17. Характеристика знаний, умений, навыков.

8. Характеристика общей и мелкой моторики.

18. Работоспособность.

9. Адекватность использования материала, пособий, игрушек.

19. Результативность деятельности.

10. Принятие помощи педагога.

20. Критичность.

21. Использование навыков в самостоятельной деятельности.

Проявления ребенка оцениваются по 3 уровням:

1 уровень - данный критерий присутствует, характеризуется полной развернутостью;

2 уровень - присутствует частично (помощь педагога, совместные действия);

3 уровень - отсутствие или “зачаточное состояние” критерия.

Результаты наблюдений систематизируются, обсуждаются с педагогами с целью определения дальнейшего содержания коррекционно-развивающих воздействий.

Данная работа не исчерпывает всех вопросов, связанных с проблемой индивидуализации обучения, но позволяет наметить определенные перспективы в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью и обсудить проблему обучения данной категории детей, недостаточно разработанную в практике коррекционного обучения.

Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебных учреждениях. Работа строилась на следующих принципах.

1. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из 2 и 4 уровня, при этом учитывали не только умения, темп их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу.

2. Во время дежурств по столовой иногда проводили конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить (это позволяло подтолкнуть ребенка к самостоятельным решениям). С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей второй подгруппы(дети находящиеся на 2 уровне): у первых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых — интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

3. К оценке выполненной работы привлекали детей. Учили их высказывать суждение о качестве работы.

Приведем несколько занятий.

Занятие 1

Цель: развивать самостоятельность, учить навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.

Ход занятия:

Педагог: Из хлеба можно приготовить что-нибудь вкусное очень быстро. Вообще-то хлеб - готовый продукт, и что-либо делать с ним совсем необязательно. Но интересно.

- Сухарики: это для тех, кто умеет зажигать духовку. Кусочки хлеба (как черного, так и белого) нарезать на четкие, аккуратные кубики размером примерно 1 х 1 см. Насыпать в один слой на противень (мазать противень ничем не нужно) и поставить в нежаркую духовку на 20-30 минут. Иногда стоит приоткрыть духовку и посмотреть, не пригорают ли. Если да — уменьшить огонь (следите, чтобы не выключить его совсем, иначе духовку придется зажигать снова). Когда увидите, что сухарики подрумянились, выключите духовку, но противень не вынимайте, оставьте еще на полчаса, тогда сухарики станут легкими и хрустящими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Историко-педагогический аспект исследования общения
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В истории отечественной социальной психологии выделяют четыре периода. Из которых в первом и четвертом периодах обращалось внимание на общение. Особенностью первого периода (60-е гг. XIX - начало XX в) было зарождение социально-психол ...

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений
Духовность нации - сложное понятие. В русской ре­лигиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстан­ции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе по ...

Традиционная система образования в Российской Федерации
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции Р ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru