Так как у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью нарушения познавательной деятельности весьма индивидуальны, то составление карты развития крайне необходимо и позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения.
Анализ реализации выдвинутых задач ведется и путем организации систематических наблюдений за ребенком:
1. Фамилия, имя, отчество.
11. Сопровождение действий речью.
2. Дата наблюдения.
12. Активность ребенка.
3. Вид деятельности.
13. Уровень самостоятельности.
4. Этап обучения.
14. Адекватность эмоциональной реакции.
5. Характеристика уровней.
15. Контакт с педагогами.
6. Наличие мотивизации деятельности.
16. Взаимодействие с другими детьми.
7. Наличие и устойчивость интереса к деятельности.
17. Характеристика знаний, умений, навыков.
8. Характеристика общей и мелкой моторики.
18. Работоспособность.
9. Адекватность использования материала, пособий, игрушек.
19. Результативность деятельности.
10. Принятие помощи педагога.
20. Критичность.
21. Использование навыков в самостоятельной деятельности.
Проявления ребенка оцениваются по 3 уровням:
1 уровень - данный критерий присутствует, характеризуется полной развернутостью;
2 уровень - присутствует частично (помощь педагога, совместные действия);
3 уровень - отсутствие или “зачаточное состояние” критерия.
Результаты наблюдений систематизируются, обсуждаются с педагогами с целью определения дальнейшего содержания коррекционно-развивающих воздействий.
Данная работа не исчерпывает всех вопросов, связанных с проблемой индивидуализации обучения, но позволяет наметить определенные перспективы в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью и обсудить проблему обучения данной категории детей, недостаточно разработанную в практике коррекционного обучения.
Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебных учреждениях. Работа строилась на следующих принципах.
1. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из 2 и 4 уровня, при этом учитывали не только умения, темп их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу.
2. Во время дежурств по столовой иногда проводили конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить (это позволяло подтолкнуть ребенка к самостоятельным решениям). С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей второй подгруппы(дети находящиеся на 2 уровне): у первых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых — интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.
3. К оценке выполненной работы привлекали детей. Учили их высказывать суждение о качестве работы.
Приведем несколько занятий.
Занятие 1
Цель: развивать самостоятельность, учить навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.
Ход занятия:
Педагог: Из хлеба можно приготовить что-нибудь вкусное очень быстро. Вообще-то хлеб - готовый продукт, и что-либо делать с ним совсем необязательно. Но интересно.
- Сухарики: это для тех, кто умеет зажигать духовку. Кусочки хлеба (как черного, так и белого) нарезать на четкие, аккуратные кубики размером примерно 1 х 1 см. Насыпать в один слой на противень (мазать противень ничем не нужно) и поставить в нежаркую духовку на 20-30 минут. Иногда стоит приоткрыть духовку и посмотреть, не пригорают ли. Если да — уменьшить огонь (следите, чтобы не выключить его совсем, иначе духовку придется зажигать снова). Когда увидите, что сухарики подрумянились, выключите духовку, но противень не вынимайте, оставьте еще на полчаса, тогда сухарики станут легкими и хрустящими.
Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»
В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с те ...
Цели и функции обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развити ...
Динамика экспериментальной работы
В ходе поискового эксперимента мы проверяли влияние отдельных педагогических условий на эффективность формирования здорового психологического климата на учащихся начальных классов на основе механизмов рефлексии. Для реализации данной задачи были выбраны 3 группы учащихся. В первой экспериментально ...