Таким образом, из проведенного анализа следует, что различия в условиях воспитания, факт наличия или отсутствия семьи или одного из родителей, “качество” семьи и имеющаяся часто с первых лет жизни ребенка психическая и прежде всего эмоциональная депривация играют определенную, нередко значительную, роль в генезе как различных интеллектуальных нарушений, так и в возникновении и дальнейшей динамике осложняющих психопатологических расстройств в целом, их отдельных вариантов, сказываясь на формировании личности ребенка. Эти сведения необходимо учитывать при проведении профилактических и коррекционных мероприятий с детьми исследуемой группы и их окружением, чтобы не допустить формирования стойкой социальной дезадаптации и появления делинквентного поведения.
Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью.
Наибольшая сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида состоит в формировании обобщенных умений, способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий.
Общетрудовые умения и навыки всегда связаны с решением умственных задач и требуют определенного уровня интеллектуального развития.
30-х гг. Л.С.Выготский указывал на важность выяснения той связи, которая существует между интеллектуальным развитием ребенка и развитием его трудовой деятельности. Еще более сложен вопрос о связи между интеллектуальным развитием и развитием трудовой деятельности детей с недоразвитием интеллекта, особенно когда речь идет о формировании общетрудовых умений и навыков. У подавляющего большинства учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у школьников с недоразвитием интеллекта способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.
Во время пребывания ребенка в доме-интернате осуществляется постоянный контроль за динамикой развития ребенка. Первоначальное обследование проводится после окончания периода адаптации. Выбраны 4 схемы обследования, включающие методы изучения “говорящих” и “неговорящих” детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
С этого времени начали проводить обследование самых “тяжелых” детей. Для этого использовали модифицированную методику «Социограмма» по Х.С. Гризингеру (форма PAC – S\P). Данная методика отражает уровень развития основных бытовых навыков самообслуживания, восприятия и речи у обследуемых. Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в семьее, сделать предположения о возможностях по развитию социально-бытовых навыков в семье. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое. Социограмма представляет собой метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы.
Понятие эстетического воспитания школьников старших классов
эстетический декоративный искусство школа
Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетх ...
Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляется в системе непрерывного образования, основными ступенями которого являются дошкольное, начальное и среднее образование. С этой целью созданы специальные детские сады, логопедические группы и логопедические пункты в массовых детских садах ...
Психологические особенности
детей с общим недоразвитием речи
Характеристика детей с ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и феномообразования. Эти проявления в ...