Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью » Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Страница 2

Таким образом, из проведенного анализа следует, что различия в условиях воспитания, факт наличия или отсутствия семьи или одного из родителей, “качество” семьи и имеющаяся часто с первых лет жизни ребенка психическая и прежде всего эмоциональная депривация играют определенную, нередко значительную, роль в генезе как различных интеллектуальных нарушений, так и в возникновении и дальнейшей динамике осложняющих психопатологических расстройств в целом, их отдельных вариантов, сказываясь на формировании личности ребенка. Эти сведения необходимо учитывать при проведении профилактических и коррекционных мероприятий с детьми исследуемой группы и их окружением, чтобы не допустить формирования стойкой социальной дезадаптации и появления делинквентного поведения.

Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью.

Наибольшая сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида состоит в формировании обобщенных умений, способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий.

Общетрудовые умения и навыки всегда связаны с решением умственных задач и требуют определенного уровня интеллектуального развития.

30-х гг. Л.С.Выготский указывал на важность выяснения той связи, которая существует между интеллектуальным развитием ребенка и развитием его трудовой деятельности. Еще более сложен вопрос о связи между интеллектуальным развитием и развитием трудовой деятельности детей с недоразвитием интеллекта, особенно когда речь идет о формировании общетрудовых умений и навыков. У подавляющего большинства учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у школьников с недоразвитием интеллекта способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.

Во время пребывания ребенка в доме-интернате осуществляется постоянный контроль за динамикой развития ребенка. Первоначальное обследование проводится после окончания периода адаптации. Выбраны 4 схемы обследования, включающие методы изучения “говорящих” и “неговорящих” детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

С этого времени начали проводить обследование самых “тяжелых” детей. Для этого использовали модифицированную методику «Социограмма» по Х.С. Гризингеру (форма PAC – S\P). Данная методика отражает уровень развития основных бытовых навыков самообслуживания, восприятия и речи у обследуемых. Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в семьее, сделать предположения о возможностях по развитию социально-бытовых навыков в семье. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое. Социограмма представляет собой метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Творческие способности учащихся
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираяс ...

Понятие компьютерной графики
Раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений, называется компьютерной графикой. В 1978 году компьютерную графику называли "средством от неизвестной болезни". Сейчас ее рассматривают как "средство от всех известных болезней&q ...

Уровни педагогических способностей
Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков: Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru