Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью » Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Страница 1

Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно важно при ее легких формах, так как именно эти дети весьма подвержены негативному влиянию со стороны окружающих, прежде всего за счет повышенной внушаемости и подчиняемости более старшим лицам, а нередко и сверстникам с асоциальными формами поведения, и легко провоцируются на различные правонарушения. (Дети с выраженными степенями УО чаще оказываются в значительной степени изолированными от общества, в том числе и криминального).

Наиболее предрасполагающей к социальной дезадаптации является УО, осложненная различными психопатологическими расстройствами, утяжеляющими общее состояние детей с интеллектуальной недостаточностью и способствующими формированию наиболее стойких форм дезадаптации, возникающих в разные возрастные периоды.

По данным клинико-эпидемиологического исследования городской популяции умственно отсталых детей школьного возраста, проведенного в МНИИП МЗ РФ, осложненная форма при легкой УО составила 46,1% от всех обследованных детей. При этом с наибольшей частотой среди психопатологических вариантов встречались психопатоподобные расстройства (16,0%), психомоторная расторможенность (15,1%), церебрастенические (10,2%) и неврозоподобные (9,6%) синдромы, нередко сочетающиеся между собой. Именно эти варианты часто сопровождаются нарушениями поведения различной степени выраженности, что на фоне интеллектуальной недостаточности способствует более легкой и быстрой дезадаптации детей в социальной среде.

Среди различных факторов социальной дезадаптации у данной категории детей значительное место занимают неблагоприятные условия воспитания с первых лет жизни ребенка, являющиеся фактором ранней депривации. К ним относится воспитание в доме ребенка/детском доме, в асоциальных семьях, в условиях безнадзорности. В частности, при анализе групп детей, воспитывающихся в условиях семьи и без нее (в государственных учреждениях), было показано, что среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (так называемых “социальных сирот”), достоверно чаще встречаются более выраженные интеллектуальные нарушения, осложненные формы УО с преобладанием в их структуре психопатоподобных расстройств (прежде всего патологии влечений), психомоторной расторможенности, астено-гипердинамических и аффективных проявлений, а также их сочетаний между собой, поведенческая патология, правонарушения.

Дальнейший анализ детей, воспитывающихся в семьях, отличающихся по степени полноты и “качеству”, выявил, что в неполных семьях, дети из которых нередко в первые три года жизни воспитывались в доме ребенка или круглосуточных ясельных группах, структура психопатологических расстройств ближе к таковой у детей-сирот. Особенно это касается преобладания психопатоподобных нарушений и, прежде всего, патологии влечений. Однако наибольшие отличия были получены при анализе семей вне зависимости от степени их полноты, но в зависимости от их “качества”, микроклимата в них. В семьях с родителями-алкоголиками, с асоциальным поведением, в условиях безнадзорности детей, особенно при отсутствии одного из родителей, достоверно чаще встречаются более выраженные интеллектуальные нарушения, различные дополнительные психопатологические расстройства, их полиформизм и сопутствующие нарушения поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Сухомлинский В.А. «Слово учителя в нравственном воспитании»
Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место в ...

Методика использования дидактических игр как формы обучения детей раннего возраста
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные св ...

О повышении действенности урока иностранного языка
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей. К первым из них можно отнести обучение школьников приемам ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru