Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно важно при ее легких формах, так как именно эти дети весьма подвержены негативному влиянию со стороны окружающих, прежде всего за счет повышенной внушаемости и подчиняемости более старшим лицам, а нередко и сверстникам с асоциальными формами поведения, и легко провоцируются на различные правонарушения. (Дети с выраженными степенями УО чаще оказываются в значительной степени изолированными от общества, в том числе и криминального).
Наиболее предрасполагающей к социальной дезадаптации является УО, осложненная различными психопатологическими расстройствами, утяжеляющими общее состояние детей с интеллектуальной недостаточностью и способствующими формированию наиболее стойких форм дезадаптации, возникающих в разные возрастные периоды.
По данным клинико-эпидемиологического исследования городской популяции умственно отсталых детей школьного возраста, проведенного в МНИИП МЗ РФ, осложненная форма при легкой УО составила 46,1% от всех обследованных детей. При этом с наибольшей частотой среди психопатологических вариантов встречались психопатоподобные расстройства (16,0%), психомоторная расторможенность (15,1%), церебрастенические (10,2%) и неврозоподобные (9,6%) синдромы, нередко сочетающиеся между собой. Именно эти варианты часто сопровождаются нарушениями поведения различной степени выраженности, что на фоне интеллектуальной недостаточности способствует более легкой и быстрой дезадаптации детей в социальной среде.
Среди различных факторов социальной дезадаптации у данной категории детей значительное место занимают неблагоприятные условия воспитания с первых лет жизни ребенка, являющиеся фактором ранней депривации. К ним относится воспитание в доме ребенка/детском доме, в асоциальных семьях, в условиях безнадзорности. В частности, при анализе групп детей, воспитывающихся в условиях семьи и без нее (в государственных учреждениях), было показано, что среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (так называемых “социальных сирот”), достоверно чаще встречаются более выраженные интеллектуальные нарушения, осложненные формы УО с преобладанием в их структуре психопатоподобных расстройств (прежде всего патологии влечений), психомоторной расторможенности, астено-гипердинамических и аффективных проявлений, а также их сочетаний между собой, поведенческая патология, правонарушения.
Дальнейший анализ детей, воспитывающихся в семьях, отличающихся по степени полноты и “качеству”, выявил, что в неполных семьях, дети из которых нередко в первые три года жизни воспитывались в доме ребенка или круглосуточных ясельных группах, структура психопатологических расстройств ближе к таковой у детей-сирот. Особенно это касается преобладания психопатоподобных нарушений и, прежде всего, патологии влечений. Однако наибольшие отличия были получены при анализе семей вне зависимости от степени их полноты, но в зависимости от их “качества”, микроклимата в них. В семьях с родителями-алкоголиками, с асоциальным поведением, в условиях безнадзорности детей, особенно при отсутствии одного из родителей, достоверно чаще встречаются более выраженные интеллектуальные нарушения, различные дополнительные психопатологические расстройства, их полиформизм и сопутствующие нарушения поведения.
Психолого-педагогические занятия по воспитанию здорового образа жизни
дошкольников 4-6 лет
Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка
Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист ...
Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с
педагогически запущенными детьми
В результате использования данных методик получены результаты первичной диагностики по каждому ребенку:
Клиент № 1.
13 лет, 7 класс.
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям ...
Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной
гуманистической парадигмы специальной педагогики
Реформаторы пренебрегли как нормами научной этики, так и известными в науке способами упорядочения или обновления научной терминологии (опрос ведущих ученых страны по данной отрасли науки с целью выработки ими обоснования необходимости обновления понятийного аппарата; выработка рабочего определени ...