Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью » Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Страница 3

Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Ответы на каждый из вопросов заносят в схему и таким образом все члены семьи могут непосредственно представить, как организована их семья. Причем изучаются как реальные взаимоотношения между членами семьи, так и идеальные представления о них.

Социограмма является техникой, связанной с самоописанием. Каждый из участников устно или письменно отвечает на предложенные всей группе вопросы. Как и все подобные методы, она основывается на готовности к сотрудничеству и честности респондентов.

Методика использовалась по таким направлениям, как:

1. Самообслуживание: еда, туалет и умывание, раздевание и одевание.

2. Моторика: общая моторика, мелкая моторика.

3. Восприятие и речь: восприятие и обследование, активная, пассивная речь.

4. Социальная приспособленность.

В основу данной методики легли разработки Псковского лечебно- педагогического центра.

Успешность овладения тем или иным навыком оценивается по трем критериям:

1. Действие освоено.

2. Действие освоено частично.

3. Действие не освоено.

На основе выявленного уровня сформированности психических процессов в ходе комплексного обследования ребенка составляется индивидуальная карта развития ребенка. С ее помощью можно максимально индивидуализировать планы обучения, отследить динамику, выявить успехи ребенка, а также результативность работы педагогов.

Направления работы, которые отражены в индивидуальной карте развития, зависят от степени доступности данного вида деятельности, этапа обучения, на котором находится ребенок, степени тяжести нарушений, его индивидуальных особенностей.

Индивидуальная карта развития была апробирована на детях дошкольного возраста, обучающихся по программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной, и включает в себя следующие направления:

1. Самообслуживание.

2. Физическое развитие, коррекция и развитие общей моторики.

3. Коррекция и развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

5. Коррекция отклонений в поведении.

6. Развитие речи.

7. Сформирование предпосылок игровой деятельности.

8. Развитие предметно-практической деятельности.

9. Коррекция продуктивных видов деятельности.

10. Трудотерапия.

11. Социальная адаптация.

Два последних направления вводятся на III этапе обучения.

На основании выбранных направлений работы, а также на основе уже имеющегося уровня развития ребенка проводится поэтапное планирование процесса овладения каждым действием и деятельностью в целом. На основании сформулированных задач педагоги отбирают наиболее эффективные методы и приемы работы, направленные на их реализацию.

Анализ результатов работы проводим два раза в год по шкале из 3-х градаций: успешная, неустойчивая, неудачная.

Данные оценки позволяют педагогам:

1. Определить наиболее эффективные методы для реализации данных задач.

2. Обеспечить переход к следующему компоненту деятельности на основе уже сформированных навыков и умений.

3. Наглядно представить динамику развития ребенка.

4. Оценить адекватность и эффективность коррекционных мероприятий.

5. Строить текущее планирование индивидуальной работы с ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Работа с видеофрагментами
Одна из основных возможностей видео не свойственная никаким другим средствам наглядности – это способность создания речевой среды, которой так недостаёт учащимся при обучении иностранному языку. Количество новых лексических единиц не должно превышать 3-7 и большинство из них учащиеся понять из ситу ...

Дидактические цели использования информационных ресурсов портала
Дидактические цели, преимущества и основные методы использования сетевых информационных образовательных ресурсов для участников образовательного процесса: преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихся или студентов), родителей. Целями использования информационных ре ...

Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности. Понятие «аудирование»
Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух». По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н «аудирование» - это ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru