Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью » Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков

Страница 3

Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Ответы на каждый из вопросов заносят в схему и таким образом все члены семьи могут непосредственно представить, как организована их семья. Причем изучаются как реальные взаимоотношения между членами семьи, так и идеальные представления о них.

Социограмма является техникой, связанной с самоописанием. Каждый из участников устно или письменно отвечает на предложенные всей группе вопросы. Как и все подобные методы, она основывается на готовности к сотрудничеству и честности респондентов.

Методика использовалась по таким направлениям, как:

1. Самообслуживание: еда, туалет и умывание, раздевание и одевание.

2. Моторика: общая моторика, мелкая моторика.

3. Восприятие и речь: восприятие и обследование, активная, пассивная речь.

4. Социальная приспособленность.

В основу данной методики легли разработки Псковского лечебно- педагогического центра.

Успешность овладения тем или иным навыком оценивается по трем критериям:

1. Действие освоено.

2. Действие освоено частично.

3. Действие не освоено.

На основе выявленного уровня сформированности психических процессов в ходе комплексного обследования ребенка составляется индивидуальная карта развития ребенка. С ее помощью можно максимально индивидуализировать планы обучения, отследить динамику, выявить успехи ребенка, а также результативность работы педагогов.

Направления работы, которые отражены в индивидуальной карте развития, зависят от степени доступности данного вида деятельности, этапа обучения, на котором находится ребенок, степени тяжести нарушений, его индивидуальных особенностей.

Индивидуальная карта развития была апробирована на детях дошкольного возраста, обучающихся по программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной, и включает в себя следующие направления:

1. Самообслуживание.

2. Физическое развитие, коррекция и развитие общей моторики.

3. Коррекция и развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

5. Коррекция отклонений в поведении.

6. Развитие речи.

7. Сформирование предпосылок игровой деятельности.

8. Развитие предметно-практической деятельности.

9. Коррекция продуктивных видов деятельности.

10. Трудотерапия.

11. Социальная адаптация.

Два последних направления вводятся на III этапе обучения.

На основании выбранных направлений работы, а также на основе уже имеющегося уровня развития ребенка проводится поэтапное планирование процесса овладения каждым действием и деятельностью в целом. На основании сформулированных задач педагоги отбирают наиболее эффективные методы и приемы работы, направленные на их реализацию.

Анализ результатов работы проводим два раза в год по шкале из 3-х градаций: успешная, неустойчивая, неудачная.

Данные оценки позволяют педагогам:

1. Определить наиболее эффективные методы для реализации данных задач.

2. Обеспечить переход к следующему компоненту деятельности на основе уже сформированных навыков и умений.

3. Наглядно представить динамику развития ребенка.

4. Оценить адекватность и эффективность коррекционных мероприятий.

5. Строить текущее планирование индивидуальной работы с ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Характеристика работы ведущего и реквизита
Роль ведущего выполняла одна из воспитательниц, которая изложила вводную часть, разъяснив идею занятия-спектакля. Так как спектакль в участии ведущего не нуждался, то характеризовать ее в полной мере не имею возможности. Что касается характеристики реквизита, то он был выбран правильно и вписывал ...

Программа реабилитации и коррекции детей с ОНР
Основные задачи в области развития речи состоят в следующем: расширение и активация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; автоматизация свободной с ...

Подготовка и проведение занятия
занятие экологический дошкольный ознакомительный Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. 2. Совершенствовать знания дет ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru