Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Перемены в социально-экономической жизни общества получили отражение в системе образования, внесли коррективы в ее содержание, обусловили повышенный интерес современной (коррекционной) образовательной школы VIII вида к социально-трудовой подготовке учащихся.

Актуальность социально-трудового образования и воспитания младших школьников современной (коррекционной) образовательной школы VIII вида в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам - их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Однако этот подход не может быть реализован в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида в силу особенностей интеллектуального развития учащихся этой школы. Они не могут принимать большие массивы даже доступной для них информации, поэтому специальная дидактика рекомендует дробное введение учебного материала, его проработку малыми порциями, активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса, в том числе и семьи школьников.

Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовке к самостоятельной жизни (Г.А. Аванесов, Х.С. Замский, А.В. Логосов; С.Л. Мирский, П.И. Новиков и др.).

Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения

отводится сотрудничеству семьи и школы. Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумение организовать учебную деятельность своих детей. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа.

Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

Актуальность данной проблемы рассматривалась на всех стадиях своего развития, отечественная вспомогательная школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов)

Актуальность темы работы определена тем, что имеется целый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, но они затрагивают лишь отдельные аспекты проблем, мало учитывают формирование социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

Объектом исследования является процесс взаимодействия семьи учащихся и специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предметом исследования являются педагогические и организационные условия формирования социально-трудовых навыков у учащихся младших классов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Целью нашего исследования является разработка программы для эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании социально-трудовых навыков школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

- изучить степень разработанности проблемы формирования социально-трудовых навыков школьников с интеллектуальной недостаточностью, и в частности при активном взаимодействии семьи и школы в литературных источниках (теоретический анализ проблемы);

- определить роли семьи в формировании социально-трудовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

- определить способы и средства, воздействующие повышению педагогического потенциала семьи;

- на основании существующих исследований по проблеме разработать методику констатирующего, формирующего эксперимента (определение методов исследования);

- в ходе экспериментального исследования изучить наиболее подходящие условия для взаимодействия семьи детей с интеллектуальной недостаточностью и школы, возможности успешного формирования социально-трудовых навыков при их взаимодействии;

- разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родителями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью для более успешного формирования социально-трудовых навыков для этих детей;

Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических, медицинских работ; констатирующее исследование; разработка и экспериментальная реализация новой программы работы; обработка, анализ и обобщение полученных результатов; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность образовательного учреждения по организации сотрудничества семьи и педагогов школы благоприятно воздействует на формирование социально-трудовых навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, в определении содержания и методов такой работы, а также в экспериментально - теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.

Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации взаимодействия семьи образовательного учреждения VIII вида при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, в определении форм, методов и содержания педагогической деятельности.


Другие статьи:

Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната №169, Красноглинского района
Система социальной защиты детей – сирот школы – интерната 169 Красноглинского района основа и функционирует на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобо ...

Система домашних упражнений
Обстоятельное решение более менее сложной геометрической задачи на построение требует много времени. Между тем на уроки геометрии в средней школе отводиться сравнительно мало часов. В силу этих причин учитель математики решает весьма огромное количество задач на построение, а остальные упражнения э ...

Идеи Яна Амоса Коменского
Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся н ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru