Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта » Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта

Страница 1

В современной социально-экономической ситуации особую актуальность приобретают вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями), в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства.

В специальной психологии и педагогике задача воспитания и обучения определяется "как сообщение учащимся определенной (обусловленной особенностями их психофизического развития) суммы общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью их подготовки к самостоятельной жизни и производственному труду в соответствии с их психофизическими возможностями".

Однако интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

Средствами образования можно преодолеть возникающие проблемы, но не средствами массового и традиционного образования, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Одним из направлений работы научно-исследовательской лаборатории специального (коррекционного) образования ГОУ ЯО "Центр помощи детям" являются исследования социальной адаптации учащихся с разными проблемами в развитии.

При этом наиболее важными для изучения проявлением социальной адаптации для нас являлись: коммуникативная сфера личности и некоторые аспекты образа мира.

Лабораторией проводились исследования особенностей общения социально депривированных детей из детских домов, школ-интернатов, а также исследования особенностей образа мира социально дезадаптированных детей и несовершеннолетних правонарушителей.

Результаты исследования показали, во-первых, что у социально дезадаптированных детей основой поведения является оценка не ситуации в целом, а ее отдельного элемента в системе "Я - стимул" в отличие от социально благополучных подростков, строящих поведение на оценке целостной ситуации в системе "Я - ситуация - другой человек". При этом социально дезадаптированные дети оценивают стимулы почти исключительно с точки зрения угрозы физическому благополучию.

Также было установлено, что у социально депривированных детей из интернатных учреждений вероятность возникновения проблемных ситуаций в общении в целом выше, чем у детей из семей, при этом больше выражен общий уровень агрессии при решении коммуникативных проблемных ситуаций, им также свойственна тенденция игнорировать затруднения в общении.

Полученные нами результаты дают основание считать, что социальная дезадаптация (одной из причин которой может быть социальная депривация в условиях интернатного учреждения) является особым психологическим фено-меном, имеющим специфическое содержание на глубинных уровнях образа мира, никак не связанное со склонностью к нарушению социальных норм и правонарушениями. Кроме того, социальная дезадаптация может проявляться независимо от уровня интеллектуального развития.

Эти выводы влекут за собой чрезвычайно важное практическое следствие. Если социальная дезадаптация психологически не связана со склонностью к правонарушениям, то высокий процент правонарушений среди дезадаптированных детей говорит о том, что меры, предпринимаемые для их социальной адаптации, не вполне адекватны.

Необходима работа, позволяющая, хотя бы до некоторой степени, воздействовать на глубинный психологический механизм социальной дезадаптации. Безусловно, эта работа должна осуществляться и средствами образования.

Таким образом, нас интересует, как и при каких условиях, можно оказывать педагогическое воздействие на детей с нарушением интеллекта, повышая уровень их социальной компетентности и создавая тем самым условия для дальнейшей социальной адаптации.

В специальной педагогике разрабатываются разные пути, методы и приемы социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Можно выделить три основных направления, где средствами образования осуществляют социальную адаптацию детей с различными дефектами в развитии.

Во-первых, повышение. Под социально-психологической компетентностью понимают способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики
Новые жизненные условия выдвигают особые требования к молодым людям, вступающим в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача развития мышления учащихся и умения творчески применять знания на ...

Философские основы педагогической системы Коменского
Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию. " . Главенствующей идее философии Коменского и его понимания человека является старое представление его ...

Предмет, цель и задачи логопедии
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопед ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru