Педагогическая деятельность
всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая деятельность как сложная динамическая система наиболее полно представлена в работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она выделяет пять тесно взаимосвязанных ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей через решение педагогических задач: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В. Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу в педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность учителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала, информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических задач.
«Конструктивная деятельность учителя только в том случае приносит плоды, когда сочетается с организаторской деятельностью. Как бы хорошо ни был отобран материал и как бы интересно он ни был построен, учитель не будет иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразное педагогическое действие учителя в конкретном счете представляет собой какое-либо организаторский акт».
Коммуникативная деятельность означает оперативное решение задач, устанавливающих педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, другими учителями, родителями и т.д.
Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти
свое Я"
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии "Открой себя", структура которой представлена в лестнице социальной зрелости. Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания.
В книге содержится описание индивидуальных занятий взро ...
Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории отечественной
педагогики
Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная еще с 20-30-х гг. XX в., в трудах известных педагогов и психологов, т ...
Физиологическая основа внимания
Говоря о физиологических механизмах внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование ...